С прошлого года 14 апреля – памятный день в календаре праздников и знаменательных дат Ярославской области. В этом году День памяти Мологи – юбилейная дата: 75 лет назад началось затопление Молого-Шекснинского междуречья в угоду грандиозным планам социалистического строительства.
Мологжанка Нина Заварина пишет стихи – это четверостишие навеяно посещением места, где покоится город ее детства. Долгожданную поездку к своей малой родине Нина Алексеевна совершила 12 августа позапрошлого года вместе с членами «Землячества мологжан» на теплоходе «Московский». Как она мечтала там побывать!
– Я коренная мологжанка, – Нина Заварина с гордостью показывала старую фотографию. На ней – трое детей. Самая маленькая, в коляске, – это она в двухлетнем возрасте во дворе родного дома в Мологе.
Все ее предки – мологжане. Отец Алексей Пахомович Заварин родился в деревне Харино, что в нескольких километрах от Мологи, мама Лидия Ивановна – из соседней деревни Клобуково. В 1934 году Заварины купили дом в Мологе на улице Коммунистической. Там в 1937 году у них родилась младшая дочь Нина – она стала третьим, последним ребенком в семье.
Нина Алексеевна знает о Мологе по рассказам родителей. Она была мала, когда семья переехала в Рыбинск. И дом туда перевезли – в левобережную часть, где раньше была деревня Кипячево. В первую же осень отец посадил яблоневый сад, такой же, какой был у них в Мологе.
То, что случилось в тот августовский день по прибытии теплохода на место упокоения Мологи, можно назвать чудом. Как только на воду был опущен венок – в тот же миг солнце раздвинуло облака, и будто искры побежали по водной глади к берегу, который показался краешком, тонкой линией.
«А мне бы в Мологу!» – напутствовали мологжане песней своего делегата Николая Новотельнова. Теплоход не мог пришвартоваться к бывшей городской пристани без риска сесть на мель, а в моторной лодке было лишь одно свободное место.
Николай Михайлович родился и жил в Мологе до 14 лет. Его отца арестовали в 1936 году за политический анекдот, и он сгинул на золотых приисках на Колыме. На плечи подростка легли тяготы переселения из подлежащего затоплению города.
На подмогу сыну врага народа прислали заключенных из Волгостроя. Они помогли раскатать дом на бревна и соорудить из них плот. На новом месте жительства, в левобережной части Рыбинска, Николай и его мама таскали отсыревшие тяжелые бревна вручную. Бревна высыхали, образовывались щели. Их пришлось промазывать глиной, сплачивать полы и потолки.
Успели собрать дом перед войной. Оттуда мать провожала сына на фронт. Обратно Николай Михайлович вернулся после войны. Он и сейчас живет в этом добротном мологском доме. В родном городе, который море выпустило из холодных объятий, Новотельнов угадал место, где когдато стоял родительский дом. На прощание он возложил цветы к импровизированному монументу: «Прости, город Молога».
Судьбу Мологи решили четыре метра.
По проекту 1935 года при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов напорноподпорный уровень Рыбинского водохранилища устанавливался на отметке 98 метров по балтийской шкале. Однако в 1938 году с учетом важности Рыбинского гидроузла для народного хозяйства СССР проект изменили: отметка повышалась до 101,8 м, при этом площадь Рыбинского водохранилища увеличивалась до 4580 кв. км. В рукотворном потопе исчезли старинный город Молога, 663 села и деревни, шесть монастырей, около 50 храмов, частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Весьегонск, ПошехоньеВолодарск, село Брейтово. На подлежащих затоплению площадях были 408 колхозов,
46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности. Переселенцами стали 130 тысяч человек.
В 2013 году рабочая группа по экологии при Общественной палате РФ организовала сначала в Рыбинске, потом в Москве слушания, посвященные социальноэкономическим и духовнонравственным аспектам понижения уровня Рыбинского водохранилища до отметки 98 метров. Был представлен авторский проект возрождения Мологи. Общественные палаты Рыбинска, Рыбинского района и Ярославской области выступили против такой утопии.
– Этот проект большинство мологжан не поддерживают. К прошлому возврата нет. Связь с Мологой нельзя материально передать – это состояние души, – говорит Валентин Блатов, руководитель «Землячества мологжан», история которого началась в 1972 году со встречи нескольких уроженцев Мологского края, проживавших в Рыбинске. Сегодня в землячестве свыше 370 человек.
Где бы ни проживали уроженцы Русской Атлантиды – в Рыбинске, Ярославле, Москве, СанктПетербурге, в иных городах России или за рубежом, все они называют себя мологжанами. Их дети, внуки и правнуки тоже чувствуют свою сопричастность к Мологе. Две даты для них святые: 14 апреля — День памяти Мологи и вторая суббота августа — проведение земляческих встреч в Рыбинске.
Александр СЫСОЕВ