Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, продленная Правительством России до 2020 года, призвана защищать права инвалидов. На практике блага цивилизации для них зачастую недоступны.
Скорее инвалид-колясочник попадет в храм Мельпомены, чем в Божий храм. К дверям Рыбинского драмтеатра инвалид на коляске подъедет по пандусу, а к вратам Спасо-Преображенского собора его разве что на руках донесут добрые люди. Нет там ни пандуса, ни спецподъемника вроде тех, что позволяют людям в инвалидных креслах-колясках добраться до дверей Рыбинского музея-заповедника, ОКЦ и библиотечно-информационного центра «Радуга».
Доступ инвалидов в храмы – забота святых отцов. Первый заместитель директора областного департамента труда и социальной поддержки населения Дмитрий Аминов на совещании в Рыбинске просвещал руководителей органов местного самоуправления, социальной защиты населения, образования и культуры о заботе государства об инвалидах. Поводом для совещания стало вступление в силу с 1 января 2016 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Но ведь никто не отменял закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там прописаны нормы, которые предусматривают обеспечение доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и коммуникации, издание литературы для инвалидов по зрению на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, введение системы субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, предоставление услуг по сурдопереводу, сурдотехники. Чиновникам в центре и на местах расписано, как обеспечить безбарьерную среду для инвалидов. Вроде как чиновники должны согласовывать вопросы доступности среды с общественными организациями инвалидов. Сейчас в рыбинском отделении Всероссийского общества инвалидов состоят около 1350 человек. На учете в рыбинской организации Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых почти 600 человек. В рыбинском отделении Всероссийского общества глухих свыше 200 инвалидов.
Жительница Рыбинска инвалид 2-й группы Татьяна Соловьева почти 20 лет добивается от чиновников уважать права инвалидов на безбарьерную среду. Получается с переменным успехом.
В этом году она попыталась добиться в суде от МУ «Рыбинский КЦСОН» восстановления своего права как инвалида с заболеванием опорно-двигательной системы на получение срочного социального обслуживания в рамках службы «Спецавтотранспорт». Ссылаясь на ч. 1 и ч.3 ст. 52 Закона Ярославской области от 12.12.2008 г. №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» в редакции от 08.05.2014 г. №14-з, где говорится о недопустимости снижения размеров установленных гражданам мер социальной поддержки, ее требования поддержала Рыбинская городская прокуратура. Однако Рыбинский горсуд решением от 8 февраля 2016 года отказал ей в удовлетворении иска.
Вдруг выяснилось, что Рыбинский комплексный центр социального обслуживания населения предоставлял инвалиду 2-й группы Татьяне Соловьевой право пользоваться спецавтотранспортом неправильно. Ошибочно там истолковали «Базовые требования к качеству выполнения работы «Срочное социальное обслуживание в рамках службы «Спецавтотранспорт», утвержденные приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 17.02.2014 года №814.
А как же «Социальный кодекс Ярославской области»? Оказывается, действие статей 51 и 52 «Социального кодекса Ярославской области» в настоящий момент приостановлено до 1 января 2018 года. После этого можно сколько угодно толковать про Конвенции о правах инвалидов и про доступную среду для них.
Александр СЫСОЕВ