Несмотря на приближающееся 90-летие, сегодня Валентин Быстров все так же бодр и весел, как в годы своей молодости. В нашем городе Валентина Васильевича знают как многолетнего руководителя Рыбинского общества охотников и рыболовов. Этой организацией он руководил в течение долгих 29 лет. Но это было уже в зрелые годы. Задолго до этого была война. Его призвали в армию, когда ему не исполнилось и 17 лет. Юный десантник успел повоевать и на чехословацкой земле, и в далекой Маньчжурии. Затем тянул нелегкую воинскую лямку по самым дальним гарнизонам: на Сахалине, на Кольском полуострове, на Чукотке и в Группе советских войск в Германии.
Помогал отцу в охоте
Валентин Быстров родился в деревне Кладово, что на берегах реки Ухры, на территории современного Пошехонского района. И дед его, и отец были охотниками-промысловиками. Охота для них была дополнительным заработком. Отец, в частности, охотился на белку, норку, хоря, зайца, даже на куниц, хотя их в наших краях было мало. Тех же белок за короткий двухмесячный сезон заготовлял до 500 штук. Как правило, происходило это в конце осени–начале зимы, пока в лесу мало снега. Заготовленную пушнину промысловики сдавали, за это получали возможность приобрести дефицитные продукты.
В том числе сахар, муку и т.д. Валентин ходил с отцом на охоту с пятого класса. Происходило это следующим образом. Собака учует белку на дереве. Если первый выстрел неудачный, белка скрывается в ветвях на вершине. Патроны были дорогими. Стрелять наугад бессмысленно. Валентин взбирался наверх, белка выскакивала из своего укрытия. Отец-охотник снова видел ее и делал выстрел на поражение.
К началу войны Быстров окончил 7 классов. Отца забрали в армию. Дважды был ранен. Потом погиб. Из-под Сталинграда пришла похоронка и на старшего брата, он был на три года старше Валентина. Когда отец и брат ушли на войну, тогда еще 14-летний Валентин оказался старшим мужчиной в семье. На него легли все трудовые тяготы.
На войне
Призвали его 14 ноября 1943 года. Только спустя четыре дня Валентину исполнилось семнадцать. Молодого солдата направили в Вышний Волочок, где ему предстояло научиться парашютному делу. Однако, как он сам замечает, прыгать с парашютом там почти не учили. «Ну и что, что воинская часть парашютная, не без иронии вспоминает сегодня Валентин Васильевич, больше грязь месили, ползая по-пластунски, как настоящая пехота!»
После обучения Быстров был направлен на Второй Украинский фронт. Попал служить в 9 роту 3 батальона 6 гвардейского парашютно-десантного полка. Принял участие в боях в самом конце войны, когда боевые действия уже происходили на территории Чехословакии. Когда война на Западе закончилась, в Прагу часть, где служил наш земляк, не пустили. Вместо этого солдат погрузили в теплушки. Быстров думал, что попадет в Москву. Но эшелон отправился на Дальний Восток. Так Валентин оказался в Монголии вблизи с границей с Маньчжурией. Когда 9 сентября 1945 года Японии была объявлена война, разведчики перебили личный состав на двух японских заставах. Потом началось наступление.
Быстров не любит хвалиться своими подвигами. Ну, участвовал в боях, и что? О том, как это происходило на самом деле, красноречиво говорят его награды: медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Часть, в которой служил наш земляк, дошла до Южной Маньчжурии. Названия китайских городов Хайлу и Фаусин, до которых довели дороги войны, до сих пор наводят на Валентина Васильевича воспоминания.
На Дальнем Востоке пришлось остаться на долгие пять лет. Несмотря на то, что Вторая мировая война закончилась, до мира было еще далеко – в Китае шла гражданская война.
Часть стояла рядом с 8-й китайской коммунистической армией. Валентина Быстрова удивлял быт тогдашних китайских солдат. Даже командиры крупных воинских частей внешне почти не отличались от рядовых бойцов. В китайских войсках в то время не было ни обозов, ни кухонь. Солдат-китаец нес весь свой нехитрый скарб на себе: винтовку или карабин, патроны и неизменный чулок с едой. В нем чумиза, рис или гаолян.
В Маньчжурии в основном ели гаолян. Это травянистое злаковое растение имеет высокий стебель высотой 2,5 метра. Съедобной частью у него является кисть с зерном общим весом до 700 граммов. Эта крупа требует тщательного приготовления.
В 1948 году гражданская война в Китае вспыхнула с новой силой. Вооружившись американским оружием, части Чан Кайши пошли в наступление. 8-я китайская коммунистическая армия была разбита. Те из ее бойцов, кто сумел спастись, вынуждены были укрыться на территории Кореи. Но в начале 1949 года ситуация изменилась. После того как Советский Союз передал в войска китайских коммунистов трофейное японское оружие, последние пошли в решающее наступление. Чан Кайши был разгромлен. В Пекине утвердилось коммунистическое правительство.
Карьера офицера
К пятидесятому году гражданская война закончилась, вспоминает Валентин Быстров. – Наша часть тогда стояла в районе Порт-Артура. Служил уже 6 лет. Хотелось домой, но наш 1926 год рождения под демобилизацию не подпадал. Тогда и услышал об офицерских курсах. В это время в армии не хватало младших офицеров. Кто-то уволился из рядов Вооруженных сил, кто-то продвинулся по службе. Поэтому было решено устроить офицерские курсы для сержантского состава.
Валентин прошел специальную медкомиссию и направился в столицу поступать
в военное училище войск связи, что находилось в московском районе Новогиреево. Курсы были рассчитаны на три года. Но для молодых фронтовиков сделали поблажку – для них устроили ускоренный годичный курс обучения. Спустя год молодой офицер Валентин Быстров был командирован в Группу советских войск в Германии. Прослужил там до 1959 года. К этому времени Валентин Васильевич обзавелся семьей. Родилось двое детей.
В конце пятидесятых в войсках начались массовые сокращения. Однако Быстров решил не увольняться. Был переведен в 14-ю армию, которая стояла на Сахалине и Курильских островах. Вскоре началось новое сокращение. Как офицер связи наш земляк был переведен под Мурманск, где к тому времени создавалась станция по запуску искусственных спутников земли. В 1961 году новое назначение – направили на мыс Шмидта, что на северном побережье Чукотки, где строили аэродром подскока для самолетов стратегической авиации, нацеленных на США. Три года служил там. Потом снова Германия. Дослужился до подполковника. По должности возглавлял узел фельдъегерской и почтовой связи. Его машины доставляли секретную документацию и военную почту по всей Восточной Германии. В конце 1971 года Валентин Быстров уволился в запас. Только когда ему исполнилось 45 лет, он смог вернуться в родные места.
От гражданской обороны до охотничьего хозяйства
В Рыбинск приехал накануне Нового 1972 года. Опытного офицера с радостью взяли в городской штаб гражданской обороны. Стал инженером по строительству и эксплуатации защитных сооружений. Именно работая в этой должности, Быстров хорошо познакомился с городом, с его инфраструктурой. Гражданская оборона в те годы была важной частью жизни общества. Учения по ГО с завидной регулярностью проходили на всех предприятиях города. Этой серьезной работой подполковник запаса занимался более трех лет. Но охоту, столь полюбившуюся с юности, не забыл.
В это время судьба и свела его с Рыбинским обществом охотников и рыболовов, которое тогда переживало организационные сложности. Быстрова избрали председателем. В те времена руководство общества переизбиралось каждый год.
И коллеги-охотники оказывали Валентину Васильевичу ежегодный кредит доверия без малого 29 раз! Он покинул пост председателя Рыбинского общества охотников и рыболовов в год своего 80-летия. Потом еще десять лет являлся председателем ревизионной комиссии.
И только в марте нынешнего года накануне своего 90-летия Быстров отошел от дел. Коллеги высоко оценивают вклад Валентина Васильевича в деятельность общества охотников и рыболовов. Он удостоен звания почетного члена Ярославского областного общества охотников. Он почетный член «Росохотрыболовсоюза», заслуженный работник охотничьего хозяйства России, кавалер ордена «За заслуги», учрежденного «Росохотрыболовсоюзом».
Александр СМИРНОВ