Когда прощаешься с писателем, тем более известным и читаемым, трудно подобрать однозначное слово к тому, что произошло. Умер, ушел из жизни, скончался – все не точно и не выражает смысла печального события. Писатель не уходит от нас и после смерти, остаются его книги. А Герберт Кемоклидзе был настоящим писателем, профессионалом, да вообще был человеком заметным, поскольку вел активный образ жизни до последних своих дней.
Познакомились мы в начале 1970-х, на чаепитии в Знаменской башне у Рэма Юстинова, во время какого-то мероприятия. После этого общение стало постоянным. Герберт часто приезжал в Рыбинск на выступления, останавливался в гостинице, где и шли наши беседы. Чаще всего к нам присоединялся Владислав Кулаков, который в то время тоже писал юмористические рассказы, и, увлекаясь фотографией, многое запечатлел на снимках, в том числе и рыбинские встречи. Не хотелось бы сводить мои воспоминания к перечислению заслуг Герберта Кемоклидзе, но упомянуть об этом стоит. Он автор многих книг, первая из которых «Как сохранить молодость» вышла в 1969 году, в 30 лет, не так и рано. Да и не назовешь литературную судьбу Герберта Васильевича легкой, поскольку сам жанр, с которого он начинал – сатира и юмор – был в советское время в чем-то опасен для авторов, а с другой стороны не очень ценился.
Но выходил журнал «Крокодил», была страница в «Литературной газете». В обоих изданиях Герберт Кемоклидзе считался постоянным автором, даже стал лауреатом премии газеты и международной премии «Золотой Молодой Ёж». Премий и наград у Кемоклидзе достаточно, он заслуженный работник культуры Российской Федерации, отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», занесен в книгу Почета Ярославской области. Выпускник славянского факультета ЛГУ, Герберт Кемоклидзе работал в Ярославле переводчиком, несколько лет возглавлял отдел художественной литературы Верхне-Волжского издательства. Был заместителем главного редактора областной газеты «Золотое кольцо», более 10 лет руководил ярославским отделением Союза писателей России, в который принят в 1978 году. Членом Союза журналистов стал в 1994-м. В последние годы возглавлял литературный журнал «Мера» и книжную серию «Ярославский писатель». Избирался Герберт Васильевич и в Общественную палату области.
Но не об этом хотелось бы сказать, а о связи Герберта Кемоклидзе с Рыбинском. Я уже упомянул о его выступлениях в разных аудиториях города, где с удовольствием в то время воспринимали остросоциальные юморески, чему я был свидетелем, поскольку выступали мы часто вместе. На одной из фотографий мы запечатлены совсем еще молодыми, Герберт выглядит почти юношей с темной кудрявой шевелюрой. Он что-то увлеченно высказывает мне. Момент пойман действительно творческий. Рыбинск ему нравился, и Герберт Васильевич использовал любой случай, чтобы приехать в наш город. А они были не только радостные. С большим уважением относился Кемоклидзе к поэту Николаю Михайловичу Якушеву. Это, конечно, не было удивительным, Якушева любили и ценили многие, но больше – собратья по поэтическому цеху. А Герберт постоянно вспоминал Якушева и после его кончины. Особенно то, что довелось Николаю Михайловичу ночевать у него, какой интересной была беседа двух писателей. Я уже не помню, приезжал ли Кемоклидзе на похороны Якушева, но на установку памятника в 1984 году приехал.
Мероприятие было трогательное и серьезное, звучали выступления, чувствовалось определенное величие момента. Памятник совсем недавно заменили на новый, старый же, по инициативе рыбинского отделения ВОПИиК, перевезли в Музей Советского периода. А первоначальный был изготовлен по проекту замечательного рыбинского скульптора Юрия Михайловича Львова. Выглядел бюст тогда внушительно, в отличие от последнего времени, когда, уже много раз разрушенный, потерял былое сходство с Николаем Якушевым и тонко подмеченный образ настоящего поэта. Выступали на открытии памятника многие: сам Юрий Львов, вдова поэта Кора Евгеньевна Якушева, поэт Василий Пономаренко и другие. Сказал свое доброе слово и Герберт Кемоклидзе. А на фотографии он опять же запечатлен в какой-то одухотворенной позе. Замечаешь то, насколько переживает человек момент встречи с любимым поэтом уже в виде памятника.
Таким он оставался всегда, внешне сдержанный, но внутренне увлекающийся, загорающийся новыми делами и идеями, никогда не уходящий от дел творческих и организационных. Ярославская литература понесла серьезную утрату. Закончил земной путь писатель разнообразного дарования: и юморист-сатирик, и автор серьезных романов как исторических, так и о современности, и даже написавший в конце жизни книгу для детей. Герберт Васильевич интересовался многим, в том числе и проблемами современного общества, о которых писал ярко и откровенно в своих статьях. Он постоянно помогал молодым, что и должно быть в настоящем писателе, который хочет, чтобы литература продолжалась талантливыми людьми, интересными произведениями. Бесчисленные отклики на неожиданное трагическое событие говорят о том, что многие приняли это, как личную утрату. Ощущают ее, наверно, ирыбинцы, знакомые с творчеством Герберта Кемоклидзе и знавшие лично этого скромного, приветливого человека. К ним я отношу и себя.
Похороны писателя прошли 11 мая в Ярославле.
Сергей Хомутов, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ
фото В. Кулакова