Конкурируя в скорости с пожарными расчетами, ежегодно с конца марта по городу мечутся аварийные бригады «Водоканала». То тут, то там на оживленных улицах города утром, вечером и в час пик земля проваливается в тартарары. Этой весной было четыре крупных провала. В начале мая кошмар прекратился, чтобы неминуемо повториться следующей весной.
Пломба на коллекторе
В середине апреля частные таксисты-извозчики, которые паркуются в Мариевке на улице Юбилейной, подсчитывали барыши. От пассажиров отбоя не было. Почти неделю троллейбусы в Мариевку не ходили, автобусы маршрута №10 в дефиците по причине проведенного секвестра, а маршрутка №4 вовсе отменена. И как, скажите на милость, попасть людям – взрослым на работу, детям в школы и детские сады, пенсионерам по своим надобностям – в центр города?
Причиной аврала стал провал. 15 апреля чуть проехал троллейбус 3-го маршрута от остановки возле психоневрологического интерната по покрытой оспинами ям улице Волочаевской, как одна из выбоин под задним колесом превратилась в «черную дыру». Машину тряхнуло, пассажиров мотнуло. К счастью, обошлось без травм.
Пятью годами ранее, почти день в день в апреле, на том же самом месте, напротив нынешней православной гимназии, точно так же провалился асфальт под задним колесом троллейбуса 7-го маршрута. Тогда серьезно пострадали 48-летняя женщина и девочка-подросток. И вот опять…
Приехала бригада «Водоканала». Рабочие заглянули в дыру, помянули чью-то мать, огородили место аварии и принялись копать, используя экскаватор импортного производства. Когда докопались до истины, снова помянули мать. Под дорогой проложен железобетонный коллектор диаметром 400 миллиметров. В этой трубе образовалось отверстие. Туда уходил грунт и уносился прочь по трубе стремительным потоком. Под корочкой асфальта образовались три метра пустоты. Там, в конце концов, и образовался провал.
На трубе ремонтники «Водоканала» обнаружили нечто похожее на пломбу – таким образом на коллекторе устранили повреждение пять лет назад. Новая дыра образовалась рядом.
Коллектор на улице Волочаевской обслуживает 7 пятиэтажных домов – это вам не шуточки оставить без воды тысячи жильцов. Поэтому на этот раз ремонтники «Водоканала» не стали затыкать дыру «пломбой», а в течение нескольких дней заменили участок коллектора на протяжении почти 40 метров, чтобы наверняка избежать в последующем аварий на этом роковом месте. Сегодня об апрельской аварии напоминает участок дорожного полотна, засыпанный гравием.
Так и оставят?
– В этом году запланирован ремонт улицы Волочаевской, поэтому асфальтовое покрытие на аварийном участке мы восстановим позже, чтобы не проводить одни и те же работы два раза, – сказал по этому поводу директор департамента ЖКХ, транспорта и связи администрации города Алексей Рябченков.
Тайны подземелья
Не знаешь – не бредишь, – думал я, слушая рассказ Алексея Владимировича об ужасах рыбинского подземелья. Оторопь берет – за 10 лет произошло 27 крупных аварий на коллекторах, из них за последние 3 года – 15 аварий, только нынешней весной – четыре аварии из-за разрушения коллекторов, каждая из которых вызвала аритмию в транспортной системе города. Перечислить? В апреле работники «Водоканала» с напряжением человеческих сил и техники чинили поврежденные трубопроводы и заделывали провалы на улице Волочаевской и проспекте Революции. 2 мая – масштабные работы на проспекте Ленина в районе улицы Солнечной, где провал образовался прямо на пешеходном переходе. Опасный участок был огорожен, движение транспорта и пешеходов по нему прекращено. Аварийный 8-метровый участок трубы коллектора диаметром 700 миллиметров заменили на новый. Только устранили эту аварию, как огромная яма образовалась на улице Инженерной в микрорайоне Переборы.
Что за беда с этими провалами?
– Удивляться нечему – 80% трубопроводов имеют высокий износ, – констатировал Алексей Владимирович.
Ту же самую цифру – 80-процентный износ коллекторов – Алексей Рябченков называл пять лет назад, будучи начальником диспетчерской службы МУП «Водоканал».
Выходит, за пять лет не сделано ни шагу вперед в обновлении изношенных донельзя сетей. К примеру, трубопровод на проспекте Ленина, где в начале мая устраняли аварию, был проложен еще в 70-х годах прошлого века. И в большинстве своем железобетонные коллекторы залегли под Рыбинском в 60 – 70-е годы. Это еще что! В историческом центре города лежат канализационные трубы еще начала прошлого века. А сколько бесхозных труб разного диаметра – коммунальное наследство приватизировавшихся в начале 90-х годов промышленных предприятий города – зарыто под землей. Кто знает?
Луч света в темном царстве труб
Знать все о трубах и следить за состоянием сетей водообеспечения и водоотведения должны, конечно же, работники МУП «Водоканал» под бдительным контролем департамента ЖКХ, транспорта и связи.
– С марта этого года в городе решено проводить постоянный мониторинг состояния коммуникаций, расположенных под дорогами, – определил текущую стратегию Алексей Рябченков и уточнил детали. – Специалисты «Водоканала» дважды в неделю проводят осмотр дорожного полотна на проблемных местах городских дорог. При обнаружении видимых нарушений горизонта дороги это место детально обследуется, при необходимости делается шурф. Именно так, заменив углубление на дороге, сотрудники «Водоканала» обнаружили с помощью шурфа пустоту под проезжей частью дороги на улице Расторгуева, где также интенсивное движение транспорта. Авария была своевременно предотвращена.
Сказать по правде, перед работниками «Водоканала» поставлена непростая задача.
В водопроводной сети Рыбинска используются 45 километров, коллекторов из них 25 километров диаметром от 400 до 800 миллиметров проложены под городскими дорогами. Поэтому им в помощь современная техника – это может быть видеокамера на различных носителях, включая робота.
Чтобы провести полную телеинспекцию состояния коллекторов, необходимо 10 миллионов рублей. Сомнительно, что в городском бюджете найдут такую сумму.
К тому же не факт, что вооруженный телекамерой и фонарем робот в чернильной темноте труб сумеет рассмотреть все дефекты. Там, где труба в аховом состоянии, он это увидит. Но трещины во мраке да еще под слоем грязи он вряд ли рассмотрит.
Итак, проверка проводится методом тыка в буквальном смысле, если иметь в виду шурфы. Нашли дыру в трубопроводе – в лучшем случае заменили поврежденный участок трубопровода, при нехватке средств – наложили «пломбу». В идеале же существуют современные методы ремонта – протянуть через поврежденный участок коллектора «чулок» из специального материала либо трубу меньшего диаметра. Увы, на проведение такого ремонта при дефиците денег в городском бюджете рассчитывать не приходится.
В связи с этим показательно, как «в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»? Изначально на века строили древние римляне. Куда нам до них!
Александр СЫСОЕВ
Ремонт в дождь исключить надо и деньги не по кармана рассовывать, а полностью на ремонт дорог тратить….неужели так сложно сделать качественно, но один раз?
большая яма(асфальт провис) на пр Ленина.между ул Танкистов и ул Солнечная