8 июля в мемориальном Доме-музее академика А.А. Ухтомского открылась выставка живописи Александра Кравцова – ярославского художника с европейской известностью. Своим творчеством мастер утверждает, что умом Россию не понять, аршином общим не измерить.
«По реке плывет утюг из села Кукуева…» – эта частушка гипертрофированно выражена в картине «Морской бой», на которой изображено победоносное сражение утюгов с чайниками. Утюги присутствуют на многих полотнах Александра Кравцова. Например, на картине «В нашу гавань заходили корабли» армада старинных утюгов заходит в порт под парами – пар валит от раскаленных углей в их чреве.
Не прав тот, кто безапелляционно критикует подобное видение художником предмета для глажения белья. Аналогия напрашивается. Словно по волнам, скользят утюги по складкам одежды. По глади морской скользили в начале ХХ века броненосцы и дредноуты, по своей форме похожие на огромные угольные утюги.
Многие картины Александра Кравцова содержат головоломки. В одном из натюрмортов зашифрован опальный ярославский мэр Евгений Урлашов. Утюг – «у», редис – «р», лук – «л», апельсин – «а», шахматная фигура – «ш», огурцы – «о», водка – «в», ершик для чистки посуды означает первую букву имени. И таких загадок у художника немало. Чего стоят сами названия картин: СНГ (судак – ножницы – груша), КПСС (ключ, перчатки, судак, свеча).
Его картины дают возможность разгуляться фантазии ценителей искусства. Так, о шумной свадьбе рассказывает улыбающийся свадебный автомобиль. «Царь-град» называется картина, глядя на которую скользишь взором по заснеженной московской улочке с зарывшемся в сугробе стареньким автомобилем и упираешься в расположенный за кремлевской стеной Дом правительства со светящимися окнами в поздний час. А вот необычный ракурс на московский ГУМ на Красной площади. Место, где в реалии стоит храм Василия Блаженного, занимает дом послевоенной постройки с несколькими автомобилями «Победа» перед ним.
– У меня свой взгляд на жизнь, а моя жизнь – это творчество, – утверждает креативный живописец.
Двадцатидвухлетний Александр Кравцов заявил о себе как об авангардисте сразу после окончания в 1984 году художественно-графического факультета Костромского педагогического института имени Н.А. Некрасова. С тех пор он идет своим путем, интригуя, раздражая, восхищая, возмущая публику, критиков и коллег по творческому цеху.
Коллеги относятся к нему неоднозначно. Когда его рекомендовали в члены Союза художников России, из 15 членов выставкома 8 были «за», 7 «против».
А ведь речь идет не об аутсайдере, а о художнике, сделавшем себе громкое имя.
Его дебют состоялся в 1986 году, когда Александр Кравцов принял участие в коллективной выставке художников-нонконформистов в Ярославле. На сегодняшний день в его активе полтора десятка выставок в российских городах и в странах Европы – Англии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии.
Он признается, что иностранцы не всегда понимают смысл его картин.
И, правда, как они могут понять название картины «Резкий поворот и косогор».
А интересно, как там, за границей, воспринимали встречающийся в его картинах мотив: русская водка, черный хлеб, селедка. Мы-то, россияне, воспринимаем это как проявление патриотизма. А уж рыбинцы-то по-особому воспринимают рыбные мотивы в картинах.
За рубежом Александр Кравцов выставлялся четырежды, а вот в Рыбинске он проводит персональную выставку впервые. Зато получается, что его выставка с символичным названием «Главная дорога» – юбилейная: она отражает путь, проделанный художником за 30 лет.
– Для меня это очередной экзамен перед взыскательными зрителями, – скромничает художник.
Вот только мне кажется, что Александр Кравцов не чувствует ни усталости, ни пресыщенности. Не просто так на представленных им картинах изображены локомотивы. Не современные тепловозы и электровозы, а паровозы со шлейфом дыма из трубы. Смотришь на картину, а в голове вертится: «Наш паровоз, вперед лети!» Это и есть тот ритм, в котором сейчас живет и творит художник.
Выставка «Главная дорога», где посетители смогут увидеть как классические русские пейзажи, так и авангардистские работы художника Александра Кравцова, которым присущи ирония и деликатность, где образы прошлого органично наслаиваются на современность, рождая новый причудливый мир, будет работать до конца августа 2016 года.
Александр СЫСОЕВ
Фото автора