Поздним вечером 2 января этого года дотла сгорел 24-квартирный дом барачного типа на улице Октябрьской поселка Песочное Рыбинского района. Свыше 20 человек спаслись сами или были спасены пожарными, но в пламени пожара погибли четыре маленьких ребенка и двое взрослых. Согласно заключению пожарно-технической экспертизы причиной возгорания предположительно стала халатность одного из жильцов, который проявил неосторожность при курении. Сам дом вековой постройки давно подлежал расселению из-за аварийности и несоответствия нормам противопожарной безопасности.
Расследование уголовного дела о пожаре в Песочном взял под личный контроль руководитель Следственного управления СК РФ по Ярославской области Олег Липатов. Что и понятно. Такого страшного пожара с многочисленными жертвами, к тому же погибли четверо детей, в Ярославской области не припомнят. Требовалось установить всех виновных в трагедии.
Отсюда и проявленная следователями щепетильность.
Так, 4 января 2016 года что называется «по горячим следам» начальник ГУ МЧС России по Ярославской области Олег Бочаров после расширенного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, которое провел губернатор Сергей Ястребов, озвучил для прессы версию о неисправности газового оборудования, причем очаг возгорания находился на втором этаже дома в квартирах №15 и 16, то есть непосредственно там, где и проживали погибшие дети.
Незамедлительно последовала реакция Следственного управления СКР по Ярославской области: «Несмотря на то, что, в силу требований уголовно-процессуального законодательства, сведения о ходе расследования уголовных дел могут исходить только от органа, осуществляющего предварительное следствие, руководство и сотрудники иных ведомств допускают собственное комментирование, основанное исключительно на предположениях. Тем самым они вводят в заблуждение средства массовой информации и общественность».
Предварительные результаты проведенной работы по расследованию последствий пожара с многочисленными человеческими жертвами Олег Липатов довел до журналистов на пресс- конференции в конце апреля, когда следователи уже допросили местных жителей, пожарных и медиков:
— Установлен очаг возгорания: он находился в коридоре неподалеку от одной из квартир. После того как эксперты пришлют заключение результатов пожарно-технической экспертизы, следователи смогут дать юридическую оценку действиям местной власти. Здание было признано аварийным в 2011 году, однако до конца 2015 года так и не было расселено в нарушение действующего законодательства.
По факту гибели людей следственными органами СКР по Ярославской области было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).
Как выяснилось, Екатерина Семенова — молодая мать четверых детей в роковой вечер отсутствовала в квартире. Соседи, возможно, могли бы спасти детей. Да только дверь, за которой спали трехлетний Арсений, двухлетняя Алиса и девятимесячные близняшки Анфиса и Василиса, была заперта на ключ. В квартире вместе с детьми был заперт 27-летний сожитель Екатерины. Но ни он изнутри, ни соседи снаружи не смогли сломать прочную дверь.
Сама женщина и ее дети прописаны в благоустроенной 3-комнатной квартире своей матери в пятиэтажном панельном доме, но сочла нужным снимать жилье. Видимо, снять квартиру в аварийном доме ей помог 51-летний сожитель ее матери, проживавший в соседней квартире. Он также погиб при пожаре.
По заключению пожарно-технической экспертизы, опубликованном 25 июля на сайте ГУ МЧС России по Ярославской области, причиной возгорания предположительно стала халатность одного из жильцов, который проявил неосторожность при курении. Кто тот курильщик, теперь вряд ли удастся установить.
Перед следствием также стояла задача установить должностных лиц, виновных в случившемся, в рамках уголовного дела, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).
В ходе следствия установлено, что сгоревший многоквартирный жилой дом был признан непригодным для проживания и включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сельском поселении Песочное Рыбинского муниципального района в 2016 – 2017 годах». Таким образом, за указанным домом, его состоянием и условиями проживания жильцов требовался усиленный контроль со стороны должностных лиц администрации сельского поселения Песочное. По мнению следствия, сотрудники местной администрации, которые должны были, в соответствии с Уставом сельского поселения Песочное, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, ненадлежащим образом исполнили указанные должностные обязанности, что повлекло за собой гибель людей.
(Александру Яшицеву нужно расселить из бараков полпоселка)
Если руководствоваться логикой следствия, то главу сельского поселения Песочное Александра Яшищева можно обвинить в халатности свыше 50 раз – именно столько домов барачного типа были построены в конце позапрошлого — начале прошлого века для работников Песоченского завода «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Двухэтажных бревенчатых бараков – 30. Из них в муниципальную программу расселения ветхого и аварийного жилья в 2016 – 2017 годах» включены шесть, в том числе сгоревший барак 1906 года постройки, который местные жители окрестили «Костромой».
В июне нынешнего года во время празднования Дня Рыбинского района многие погорельцы получили ключи от нового жилья.
Александр Сысоев, Рыбинская неделя, фото автора