Старый город Рыбинск строился два с половиной века, и предки наши каждым новым домом во все времена стремились только украшать и улучшать свою любимую хлебную столицу России. Нам, недостойным их потомкам, достались в наследство редкостная узорчатая деревянная резьба, красивые изогнутые сандрики над старинными окнами и затейливые балкончики особняков, давно позабывших прежних хозяев. Как там у Цветаевой: «домики с знаком породы, с видом ее сторожей…»
Что мы сохранили и как сохраняем? Бросая порой равнодушный взгляд вдоль линий бывших купеческих кварталов, мы почти не задерживаем его на растрескавшихся стенах домов времен Павла и Александра, помнящих величайших людей Отечества. А ведь они еще невольно зовут к себе, манят цветками гераней в распахнутых окнах: «Да смотрите же, да вот же он я!…» И ведь долгая наша историческая Крестовая улица – по существу, наш маленький Арбат, который «никогда до конца не пройти», с его интереснейшим, богатейшим прошлым, с полуторавековыми зданиями, уходящими у волжского моста к Большой Казанской, к совсем не изученной, но уже уродуемой архитектурной безвкусицей старине…
Казалось, неужто надо твердить до сих пор о необходимости сохранения культурного наследия? О необходимости беречь то, что завещано веками? Неужели позабыли мы – кто мы и откуда пришли? Огромное множество памятников архитектуры, стоящих по городам и весям Ярославщины, разрушается, портится, перестраивается наследниками тысячелетней культуры. Сегодня мне хотелось бы обратить внимание на ряд фактов, свидетельствующих о нашем историческом беспамятстве. Первый относится, к сожалению, к разряду полноценных утрат. Этим летом Рыбинск лишился одного из последних своих красивейших деревянных зданий, которыми некогда был так богат. Речь идет о так называемой даче купцов Жеребцовых – по имеющимся сведениям, она принадлежала им, — еще недавно стоявшей в запустении на берегу Ершовского ручья, сразу за мостом, в стороне от улицы Коллективизации. Точный адрес – Индустриальная, 2 — уже существует только в прошлом. Многие помнят еще цветные витражные стекла веранды этого уникального двухэтажного здания и удивительной красоты резные наличники окон. Некоторым посчастливилось видеть внутри и изящную печь времени модерна. Ничего теперь от него не осталось, не пережил вековой дом этого лета, на его месте вырыт котлован под новое строительство. По итогам зимнего рейда Рыбинское отделение ВООПИиК обращалось к и.о. главы администрации Рыбинска с просьбой принять меры по спасению здания, так и не успевшего стать памятником истории и культуры. Но… Оно было продано без всякого обременения по сохранению вместе с земельным участком, и даже виновников этого варварства не привлечь к ответственности, поскольку дом не относился к категории охраняемых государством объектов культурного наследия. Под угрозой исчезновения и заброшенные прекрасные деревянные здания бывшей больницы судорабочих (1892 год), изукрашенные (или, как говорили в старину, измечтанные) мастерами прошлого дивной резьбой, памятники истории и культуры — там же, в заволжской части, по Рыбинской улице.
Грубо искажаются и памятники исторического центра. Совсем недавно, без всякого обязательного в таких случаях согласования с Департаментом охраны объектов культурного наследия при правительстве Ярославской области, по свидетельству его работников, прямо по фасаду «дома Дурдиных» (Крестовая, 66) якобы на «старом» месте прорубили новую дверь рядом со старинной аркой, исказив внешний облик старинного купеческого особняка. Притчей во языцех стала в свое время история с так называемым домом Гюнтер позапрошлого века по Чкалова 3, где новая хозяйка сбила каменные сандрики и фартуки окон с поясками по стенам и после установки теплоизоляционных плит наклеила поверх них имитации утраченных элементов из полиматериала. Так, наверное, она думала, будет «красивше». Обращения общественности в прокуратуру почти не дали результатов — здания не люди, боли они не чувствуют. Перефразируя старика Бажова, что, дескать, с ними, с каменными, сделается… И такие примеры, увы, далеко не единичны. Достаточно взглянуть на бывший дом Бендтов, где ранее располагалась редакция «Рыбинских известий», — прямо напротив «дома Дурдиных» и кинотеатра «Центральный», где старинные оконные рамы были заменены невозможными, ужасающими пластиковыми окнами. Старинное здание исчезло, превратившись в заурядную двухэтажную постройку.
Облик исторических улиц за последние годы стал неприятно меняться в худшую сторону. И если когда-то в городе еще был штатный специалист, работник регионального департамента, который мог (эх, не уйти от этого слова!) мониторить ситуацию и своевременно реагировать на всякого рода нарушения, то, несмотря на все наши многочисленные обращения «в область», восстановить эту должность пока не удается.
Наконец, dixi, хотелось бы обратить внимание на один памятник города, необычный по своей значимости и, если так можно выразиться, сакральности. В бывшей усадьбе Петровское, расположенной вблизи левого берега устья реки Шексны, многочисленные постройки которой почти разрушены, на территории частного сектора сохранились руины уникальнейшего объекта культурного наследия федерального значения – усыпальницы дворян Михалковых, владевших Петровским в 18–начале 20 веках. Под его обрушенными сводами были некогда похоронены все предки автора нынешнего гимна Российской Федерации и известнейших деятелей киноискусства. Две стены из красного кирпича старинного мавзолея пока стоят на рыбинской земле, а ведь на его восстановление требуется не так уж много финансовых средств. Ради вящей славы предков об этом памятнике тоже приходилось писать краеведам в упомянутом декабрьском письме и.о. главы городской администрации. В мае этого года пять ветеранов нашего общества, его старейших членов, обратились с коллективным письмом в высшие государственные инстанции с просьбой принять меры по его восстановлению и выделить первоочередные средства на реставрацию в 2017 году. Спустя некоторое время из Москвы к нам поступили письма с благодарностью за неравнодушие и извещением, что данный вопрос находится в стадии проработки. Поторопились, правда, с ответом наши ярославские чиновники, оказавшиеся на миру «впереди столицы всей». Из письма заместителя директора областного департамента охраны объектов культурного наследия О.И.Островской, поступившего в июне в Рыбинское отделение ВООПИиК, мы, например, узнали, что за сохранность федерального памятника — усыпальницы Михалковых, согласно действующему законодательству, головой отвечает собственник (конкретно одна из наших рыбинских пенсионерок, на территории огорода которой и находится столь значимый объект федерального, еще раз подчеркнем, значения). Именно ее, как следует из послания, департамент теперь и собирается «уведомить» об обязанностях. И – все. Простота подобного ответа, отдающая некоторым цинизмом, поражает. А пока, впрочем, далекая Москва еще думает (там, наверное, есть специалисты помудрее наших), рыбинские краеведы собираются провести на территории памятника в частном секторе один из своих очередных субботников — увы, наиболее популярное и едва ли не универсальное в последние годы «лечащее» мероприятие на еще живом организме некогда богатейшего архитектурного наследия города…
Евгений РОЗОВ, председатель президиума совета Рыбинского отделения ВООПИиК