Людмиле было 22 года, когда бойкой девушке пришла в голову совсем неженская мысль: научиться водить троллейбус. С тех пор она не выпускает руль из рук всю жизнь. Она была в числе тех, кто запускал первый троллейбус в Рыбинске. И ей казалось тогда, что нет большего счастья, чем сидеть у окна в гостинице «Рыбинск» и смотреть, как по тихой ночной улице «рогатый» вышел в свой первый пробный рейс.
Праздник на всю жизнь
Меняются времена, меняются виды транспорта, но неизменной остается любовь всей ее жизни – «баранка» и дорога. Сегодня Людмила Ивановна работает таксистом и твердо уверена, что старость застанет ее в дороге. В этом году исполнится тридцать лет, как наша героиня за рулем.
— Я не любитель – это моя профессия. Она меня кормит, обувает и одевает. Раздевает, когда выписывают штрафы. Но эта работа для меня – праздник. Праздник всю жизнь, — улыбается женщина-позитив.
Праздник пришел в жизнь девушки в Одессе. Именно оттуда родом Людмила Ивановна.
— Ехали с парнем с пляжа в трамвае. Смотрю: объявление. Приглашают на курсы водителей. Я парню говорю: «Пойти, что ли, поучиться». Кавалер мне в ответ: «Иди водителем трамвая». Но я решила, что хочу водить троллейбус. Вот так в свои 22 года я и начала водить троллейбус по улице Дерибасовской, — вспоминает моя визави.
Кстати, на курсах вождения троллейбуса их было всего две девушки. Одна – Людмила, а вторая пришла переучиваться с водителя трамвая на водителя троллейбуса.
— Она уезжала к жениху в Севастополь, но там не было трамваев. Вот и пришлось девушке выучиться, чтобы иметь право водить троллейбус, — рассказывает Людмила Ивановна.
В Рыбинск через Кемерово и Архангельск
Из Одессы Людмила уехала через два года вместе с мужем – тоже водителем троллейбуса. Уехали, потому что у молодой семьи не было жилья и не предвиделось.
— Мы с мужем написали в Москву. Нам прислали список, где открываются троллейбусные парки по Союзу, и мы себе выбрали Кемерово. Написали туда. Нам дали ответ: «Приезжайте». Там, конечно, заработки были хорошие. Но когда мы обратились к руководству с вопросом о жилье, услышали: «Извините, большая очередь».
Следующим городом, в котором пара решила попытать счастья, оказался Архангельск. Туда супруги приехали тоже на открытие троллейбусного парка по списку из Москвы. К тому моменту оба уже были водителями первого класса и могли работать инструкторами.
Жилье молодой семье в Архангельске дали сразу. Правда, в бараке.
— Поскольку мы подзадержались с приездом, квартиры, которые выделялись на открытие троллейбусного парка, разошлись. И нам дали комнату в деревянном бараке. Но это все равно было уже свое жилье! Это было счастье неимоверное, — вспоминает Людмила Ивановна. Вот только перспектив на нормальное постоянное жилье в этом городе тоже не оказалось.
«Мы сидели на окне гостиницы и смотрели, как по городу шел первый троллейбус»
В Рыбинск Людмила с мужем попали абсолютно случайно и задержались здесь на всю оставшуюся жизнь. В семидесятые по Советскому Союзу ездила бригада специалистов из Москвы, которые к открытию троллейбусных и трамвайных парков в городах оборудовали учебные классы. В 1976 году эта бригада приехала в Архангельск. Муж Людмилы очень понравился «людям из Москвы», и они предложили: «Чего вы здесь сидите с женой? Готовится к открытию троллейбусный парк в Рыбинске. Поезжайте туда. Там здорово!» — Муж поехал, посмотрел, ему понравилось. Договорились с начальником рыбинского троллейбусного парка Василием Степановичем Тарановым. Он нам прислал гарантийное письмо, что до конца года у нас будет своя квартира в доме по улице Ворошилова, 50 (у троллейбусного парка). И мы приехали. Тогда у нашего дома только второй этаж строился.
Поселили нас в гостинице «Рыбинск». С нами жили еще пять семей специалистов, которые тоже приехали работать в троллейбусном парке, — рассказывает собеседница.
14 декабря 1976 года Людмила Ивановна запомнила на всю жизнь. Это был самый счастливый день в ее жизни! Даже сейчас, рассказывая о нем, по телу женщины «бегут приятные мурашки»:
— Это был день первого пробного запуска троллейбуса в Рыбинске. Долго что-то не получалось. Вырубалась подстанция. Мы с девушками пошли греться в гостиницу, а наши мужья остались. Я помню, как мы сидим на окне гостиницы «Рыбинск» и смотрим, как по городу идет первый троллейбус! Это было счастье неимоверное! А на следующий день в Рыбинске состоялось официальное открытие троллейбусного движения. С тех пор и по 1988 год Людмила Ивановна водила троллейбус в нашем городе. Ее супруг трагически погиб в 1979 году.
Таксист-психолог
В такси Людмила Ивановна пришла, уже будучи замужем второй раз. Ее муж тоже работал таксистом.
— В 1985 году я пошла на курсы вождения легковушек. На тот момент появилась возможность взять машину, купили новенький «Москвич- 412», и я поехала. Мне понравилось. То, что я зарабатывала, работая водителем троллейбуса за месяц, в такси – за две недели. Плюс и дома, когда надо, и спокойна – никто минуты не высчитывает, — говорит героиня.
Об особенностях профессии таксиста мы говорили дальше.
По словам Людмилы Ивановны, хороший таксист должен быть хорошим психологом. Ведь как ни крути – круглые сутки работа с людьми.
— Кроме того, надо любить свою работу. Это, пожалуй, в первую очередь. А еще любить и уважать тех людей, которых ты везешь. Бывает, видишь, что человек хочет побыть наедине с собой, и едешь молча, хоть и далеко. А бывает, станет рассказывать тебе свои беды-печали, изливать душу. Главное – не пропускать все через себя. Если и случаются обиды, то стараюсь сгладить и промолчать. Ну, хлопнет кто-то дверью, ну и чего? Ведь уже хлопнул. Уже произошло.
Было бы смешно, кабы не было так страшно
Профессия таксиста всегда входила в разряд опасных. Никогда не знаешь, чем может закончиться поездка с, казалось бы, благополучным пассажиром. Женщине работать в такси должно быть еще страшнее. Но только не моей героине. Она даже умудрилась поработать таксистом в Одессе-маме в лихие девяностые! Да не просто таксистом, а в первой частной фирме и в ночные смены.
Был 1996 год. Так сложилось, что Людмила уехала в Одессу к сестре. Приехала, нужно было работать. В городе как раз открылось первое частное такси, и бойкую женщину тут же взяли на работу.
— И я там на своих белых «Жигулях» пятой модели работала в ночной смене. Выхода не было. В ночную удобнее. Летом — жара, асфальт плавится на ходу. А с семи вечера до семи утра моя смена была – хорошо и не жарко. Страшно не было.
Хотя бывали моменты, когда хоть смейся, хоть плачь, — вспоминает Людмила Ивановна.
Повезла она как-то группу пассажиров за город – мужчины и женщина. Едут назад ночью, туман стоит по обе стороны дороги.
— Пассажиры на заднем сиденье что-то активно обсуждали, а тут раз и умолкли. И вдруг мне на плечо ложится рука, и голос такой серьезный: «Останови-ка где-нибудь тут, у обочины». Ну я без паники. Думаю, что? Заберут машину, ну бросят тут посреди ночи на дороге между Одессой и Николаевом. Останавливаю. Молча, без истерики. Тот же голос серьезно: «Ну что? Мальчики – налево, девочки – направо». Пассажиры просто много выпили жидкости. Закончилось все прекрасно. Но это же надо было пережить! – улыбается Людмила Ивановна, восхищаясь актерскими способностями пассажира. Немного порулив по Одессе, она вернулась в Рыбинск. Говорит, что это самая благодатная земля на всем белом свете:
— Вот стою я в Одессе. За спиной оперный театр, а у меня перед глазами ярославская дорога. Не смогла я без Рыбинска.
В рыбинском такси, где Людмила Ивановна работает уже 12 лет, никаких страшных эксцессов не происходило:
— Если что, то сами друг друга выручаем. Стоит позвать на помощь — таксисты сразу приедут.
Самые любимые новогодние ночи и самая большая семья
Новогодние ночи — самое любимое время работы у моей собеседницы. Не только потому, что получается неплохо заработать. В это волшебное время она радуется и встречает праздник вместе со всем нашим городом.
— Я работаю в новогоднюю ночь всегда! Во-первых, я в празднике вместе со всеми, в позитиве. И салюты, и люди, и елки, и огоньки на улицах. И само ощущение праздника. Вот когда мы встречали 2013-й Новый год, я везла пассажиров после двенадцати ночи с мехзавода. И когда мы подъезжали к проспекту Серова, то прямо перед машиной над всей дорогой распростерся огромный красивейший салют, который запускали с площади Дерунова! Это такое ощущение праздника! Я пыталась какой-то Новый год поездить до двенадцати ночи, а потом пойти праздновать к знакомым. Но праздник-то семейный. А поскольку семьи на данный момент у меня нет, то для меня семья – это весь Рыбинск! И я праздную вместе со всеми! Люблю свою работу! Сколько хватит сил, здоровья, сколько будут доктора давать медицинскую справку — столько буду работать, — утверждает женщина-таксист. И, улыбаясь, добавляет:
— Старость меня дома не застанет, а застанет в дороге.
Елена КИРЕЕВА