Очередное наказание рублем для нерадивых автомобилистов хотят ввести в России. Так на днях Российский союз автостраховщиков (РСА) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) выступили с инициативой втрое увеличить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей Правил дорожного движения. Реакция на такое предложение была неоднозначной. Что думают о подобном методе борьбы с аварийностью на дорогах в Рыбинске? Будет ли толк или все опять выльется в дополнительный сбор денег в пользу страховых компаний? В этом разбиралась «Рыбинская неделя» с помощью экспертов.
Каждому по делам его
Наказывать за неподобающее вождение в РСА предлагают по-разному. Например, водителям, которые в течение года нарушили ПДД более пяти раз, полис ОСАГО обойдется с коэффициентом 1,86. Если количество нарушений превысит 10 раз, коэффициент будет равен 2,06. Для самых злостных нарушителей, которые умудрились за год схлопотать более 35 штрафов, коэффициент составит 3,04.
Пока еще уточняется список нарушений, за которые будут применять подобные санкции. Однако, со слов президента РСА Игоря Юргенса, в расчет будут приниматься только штрафы за грубые нарушения, такие как превышение скорости, а парковка в неположенном месте в их число не войдет.
— Если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придется платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно, – считает президент РСА.
Только для «отморозков»
Заявление страховщиков вызвало моментальную реакцию лидера партии «Автомобильная Россия», первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслава Лысакова.
Он считает, что повышение стоимости полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для нарушителей ПДД может применяться лишь в крайних случаях.
— Если страховщики при начислении коэффициента будут учитывать мелкие нарушения, как, например, превышение скоростного режима на 20 км/час, то это можно рассматривать как очередную попытку лишний раз залезть в карман автовладельцев, – отметил Лысаков.
По мнению парламентария, повышение тарифов может применяться, но только для злостных нарушителей ПДД.
— Повышать стоимость полиса ОСАГО для так называемых «отморозков», да, это разумно, но здесь должны быть четкие критерии, — подчеркнул депутат.
Заслон на пути беды
А вот заместитель председателя Ярославской областной Думы Павел Исаев инициативу страховщиков поддерживает. Он отметил, что подобная мера может стать финансовым заслоном на пути потенциальной угрозы на дороге:
— Это логичное решение. Во всем мире на основании данных статистики формируются категории водителей, к страхованию которых применяют повышенные ставки. Нарушители-рецидивисты — это потенциально опасные водители. Это жизни людей, которых мы теряем каждый день. Таких водителей нужно ограничивать от управления транспортом. Вполне вероятно, что данное предложение позволит создать финансовый заслон на пути потенциальной угрозы на дорогах.
Хороший воспитательный момент
Положительно оценивают предложение РСА и в ОГИБДД Рыбинска.
— Считаю, что такая мера позволит сократить количество лихачей на дорогах. Кроме того, это станет своеобразным воспитательным моментом, когда злостный нарушитель придет за полисом, а он будет стоить для него немалых денег. Вот в следующий раз и задумается, — прокомментировал нам начальник отдела пропаганды ОГИБДД города Денис Фиялковский.
Он отметил, что если будет необходимо, то ГИБДД пойдет навстречу автостраховщикам и будет предоставлять все необходимые данные.
Не поможет!
А вот рядовые рыбинцы во мнении разошлись. Согласно результатам онлайн-опроса, проведенного «Рыбинской неделей», отличной идею автостраховщиков назвали всего 24,6% проголосовавших. 57,9% респондентов сочли подобную инициативу «очередным способом собрать еще больше денег с автомобилистов». А 15,8% вообще уверены, что повышение стоимости полисов ОСАГО для злостных нарушителей ПДД – затея пустая и вовсе не поможет усмирить лихачей.
Очередная «обдираловка»
Так расценивает инициативу РСА депутат рыбинского Муниципального Совета Дмитрий Бондарев. Он считает, что для начала всем контролирующим ведомствам необходимо навести порядок в своих системах, а уже потом требовать с народа.
— Считаю, что будет очередная «обдираловка». Во-первых, нужно сначала посмотреть, какие правонарушения будут влиять на увеличение стоимости полисов ОСАГО. Во-вторых, основные штрафы всегда приходят с камер видеонаблюдения. Сначала нужно разобраться с самими камерами и законностью их работы. В большинстве случаев в местах установки камер нет предупреждающих знаков, что является грубым нарушением закона. Взять у нас в Рыбинске: то под горой их повесят, то на горе… Это нарушение. По закону должны стоять знаки, информирующие водителя о том, что установлена камера. У нас получается не профилактика правонарушений, а цель собрать побольше штрафов. Обычная карательная мера. Еще один нюанс. Недавно мне один и тот же штраф из Москвы с Садового кольца приходил пять раз. Я его уже давно оплатил, а они все шлют. Сначала пусть разберутся в своих базах. Наладят систему внутри, а потом придираются к людям.
Мера законна, но есть нюансы
С юридической точки зрения мера вполне законна. Но только если говорить о штрафах за серьезные нарушения на дороге, создающие потенциальную угрозу здоровью и жизни людей. В этом случае те, кто хотел бы протестовать, ссылаясь на закон о защите персональных данных, могут даже не утруждаться. Потому что подобные нарушения — это обществено опасное деяние, которое несет угрозу другим людям. Тут уж никаких секретов.
— Если в расчет будут брать и мелкие штрафы, то тогда подобная мера не будет действенной в части уменьшения количества ДТП и только озлобит автолюбителей. Ведь большинство административных нарушений не лежит в причинно-следственной связи с дорожно-транспортными происшествиями. Например, очень много штрафов за нарушение правил автостоянки, а в городе припарковаться негде, — говорит директор рыбинской юридической компании «Автоюрист» Василий Соловьев.
Кстати, мой собеседник поделился одним очень интересным наблюдением.
— Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что у нас много людей, которые имеют массу нарушений, но в ДТП ни разу не попадали. А есть много и таких, у которых за 20 лет вождения не было ни единого штрафа, а совершили ДТП со смертельным исходом, — говорит Василий Соловьев.
Так что во всех, на первый взгляд, действенных мерах есть свои подводные камни.
Пока вопрос реализации инициативы автостраховщиков завис в воздухе. Тем временем, по сообщениям СМИ, Минфин подготовило законопроект, который расширит права авто-владельцев в системе ОСАГО.
Согласно проекту владельцы новых машин, которым не нужно проходить техосмотр в ближайшие несколько лет, смогут оформлять полис ОСАГО сразу на два или три года. Кроме того, министерство предлагает не учитывать мощность двигателя при расчете стоимости страховки.
Предлагается также увеличить лимит возмещения ущерба при оформлении ДТП по европротоколу (без участия ГИБДД) до 100 тысяч рублей — сейчас максимум составляет 50 тысяч. Авторы проекта реформы предлагают возложить ответственность за некачественный ремонт машины в сервисе на страховщика. Кроме того, предлагается дать право принимать документы на получение выплаты в регионах любому представителю страховщика, в том числе брокеру.
По данным журналистов, в Российском союзе автостраховщиков большинство этих предложений Минфина не поддерживают.
ЦИФРЫ
На сегодняшний день цена базового тарифа ОСАГО составляет от 3432 до
4118 рублей. Конечная стоимость зависит от региона, мощности двигателя, стажа и возраста автомобилиста. Также сейчас уже учитывается система «бонус-малус»: для нарушителей ПДД повышающий коэффициент может возрасти до 2,45, а примерные водители могут получить скидку.
По данным РСА, с фальшивыми полисами ОСАГО ездят более 1 миллиона водителей.
Елена КИРЕЕВА, Рыбинская неделя, фото credits.r
Вроде как и правильно, что хоть деньгами попробуют усмирить хамство на дорогах. С другой стороны — никто же ничего доброго ради других делать не станет. Есть, значит, своя выгода)
Посл подобных «ударов рублем» количество поддельных полисов приблизится к 100%.