Домой История Рыбинск в первой мировой: «Политическая дорога»

Рыбинск в первой мировой: «Политическая дорога»

0

В задачи Рыбинского отделения железнодорожной жандармской полиции под руководством ротмистра Сергеева накануне известных событий февраля 17 года входили охрана порядка и политический сыск в полосе отчуждения Санкт-Петербурго-Виндавской железной дороги (СПВЖД) на ее Рыбинско-Бологовском участке.

без назв. (2)Петербурго-Виндавская железная дорога всегда играла большую роль в жизни нашего города и славилась, как говорили раньше, своими революционными традициями, ставшими основой «советской мифологии» Рыбинска, а в предреволюционный период была одним из главных объектов внимания местной жандармерии и полиции.
Значение этой дороги определенным образом перекликается с одной из функций современной российской экономики — она была основным путем транзита отечественного сырья за рубеж через балтийские порты, главным образом – будущим союзникам по Антанте, а контрольный пакет акций этой магистрали принадлежал акционерам Петроградского Международного коммерческого банка.
В творчестве Салтыкова-Щедрина есть сатирический эпизод, косвенно относящийся к этой теме. Некоего «имярека» приволокли в участок за намерение «изменить правление». Инцидент был исчерпан, когда выяснилось, что он имел в виду правление Рыбинско-Бологовской железной дороги. Известный своим сарказмом писатель вкладывал, конечно, в этот эпизод и сугубо политический смысл…
«Путейская» жандармерия

Помимо Рыбинского жандармско-полицейского отделения (СПВЖД), в Ярославской губернии действовало еще три отделения железнодорожной жандармерии: Ярославское, Даниловское и Урочское жандармско-полицейские управления Северной железной дороги. В 1912-1914 годах должности начальников Ярославского и Урочского жандармско-полицейских отделений занимали соответственно ротмистры А.П. Степанов и Н.Н. Махин.
Работу жандармских полицейских управлений железных дорог координировало
3-е отделение Штаба ОКЖ. Железнодорожные жандармские отделения состояли из начальника – штаб- или обер-офицера, его помощника – вахмистра и нескольких станционных унтер-офицеров по несколько человек на каждой станции. Их основной задачей была полицейская охрана порядка в полосе дороги, политический сыск и противодействие шпионажу.
Также железнодорожная жандармерия оказывала помощь местным военным властям в охране эшелонов, предотвращении дезертирства и пресечении беспорядков в полосе дороги.
В 1914 году в штате Петербурго- (а впоследствии — Петроградо-)Виндавского жандармского полицейского управления железных дорог, состоявшего из восьми отделений, в состав которых входило и Рыбинское отделение, числилось 14 штаб- и обер-офицеров, не считая начальника – жандармского полковника или генерал-майора. В 1915 году эту структуру возглавлял полковник Тимофеев.
Управление обладало экстерриториальной и весьма обширной компетенцией, что делало его работу в значительной степени автономной от местных жандармских органов.
В сфере надзора Рыбинского отделения Петроградо-Виндавского жандармского полицейского управления находились предприятия и учреждения, входившие в зону отчуждения дороги как в самом Рыбинске, так и на всем ее Рыбинско-Бологовском участке.
В марте 1910 — октябре 1913 годов Сергеев направил в ЯГЖУ и «губохранку» ряд сообщений по «агентурным и негласным данным», в основном об экономическом положении рыбинских железнодорожников. В то же время губернская жандармерия пыталась «тянуть одеяло на себя», вычеркивая из донесений факты сотрудничества с железнодорожной жандармерией, причем не только в отношении Сергеева. Видимо, ярославское начальство опасалось, что его упрекнут за недостаточную работу с собственной агентурой, или хотело приписать себе единоличную роль в разрешении рабочих конфликтов.
«Экономическая подоплека»
Исполнение полицейских функций прибавляло железнодорожным жандармам хлопот. 12 сентября 1915 года в районе Рыбинского вокзала произошел инцидент, связанный с беспорядками, организованными пьяными ратниками ополчения, следовавшими в Ярославль. Не имея сил к наведению порядка, Сергеев обратился к Рыбинскому уездному воинскому начальнику полковнику Гришкову, приславшему к вокзалу из лагерей роту расквартированного в Рыбинском уезде 87-го запасного батальона. Порядок был восстановлен.
Известно, что с началом Первой мировой население Рыбинска значительно увеличилось за счет беженцев и военнопленных. Все это количество людей требовало регистрации, учета, усиления контроля за порядком на дороге и охраны железнодорожных объектов.
Режим военного времени между тем вел к интенсификации труда рабочих, обострению конфликтов с заводским начальством. В июле 1916 года Сергеев направил губернатору телеграмму о забастовке рабочих рыбинских железнодорожных мастерских, связанной с изменением расценок на основные виды работ. Под угрозой срыва оказались воинские перевозки и поставки грузов Северному фронту и Петрограду.
Не имея сил для самостоятельного разрешения конфликта, администрация обращается к помощи жандармов. Вместе с начальником мастерских подполковник выходит к рабочим. Достигается компромисс, но недовольство нарастает. Созвав бригадиров, Сергеев объявляет им о невозможности изменения расценок и требует (или просит — ?) приступить к работам, а нежелающим работать — обеспечить свободный доступ в мастерские для остальных.
В ответ из более чем тысячи рабочих
900 человек покинули мастерские…
Сергеев докладывает о конфликте своему непосредственному начальству в Петроград, после чего контроль за наведением порядка на рыбинской «железке» переходит к Особому комитету при управлении Виндаво-Рыбинской железной дороги. Председатель Комитета инженер Шуберский обратился к ярославскому губернатору с просьбой предоставить в распоряжение Сергеева воинскую команду для обеспечения работы мастерских, а рабочих предупредить об ответственности по законам военного времени. В итоге
56 забастовщиков были арестованы, несколько десятков мобилизованы в армию. По мнению ярославских властей, главную роль в этом сыграл Особый комитет, под руководством которого и проводились аресты. Это был один из наиболее значительных эпизодов в работе Сергеева в предреволюционный период. Забастовка, по данным Сергеева, проходила «без влияния извне» и носила чисто экономический характер.
В фонде ветерана партии Ивана Александрова имеется газетная вырезка с заметкой, составленной по воспоминаниям очевидца и проникнутой, если можно так сказать — живым духом того времени. В кабинете рыбинских железнодорожных мастерских сидел какой-то унтер — угрожал, «вербовал» и прочее. В этой ипостаси, скорее всего, выступал помощник Сергеева вахмистр Матвей Машенок, руководивший жандармским пунктом на станции Рыбинск-пассажирский. При этом, видимо, существовало своеобразное разделение труда по должности: Сергеев как начальник Отделения занимался администрацией и служащими, а его помощник — непосредственно рабочими и обслуживающим персоналом.
«Высочайшие визитеры»

Стоит упомянуть об одной детали визита членов царской фамилии в Ярославскую губернию в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых. Поездки императорской семьи в те годы были обставлены особыми мерами конспирации. Как правило, один за другим следовали два царских поезда. В каком из них находился император со свитой, не знало даже станционное начальство. Для допуска к железнодорожному полотну при проезде царских поездов выдавались специальные пропуска, согласованные с местной жандармерией, а для его охраны на станциях привлекались сотрудники охранных отделений (в Ярославской губернии в 1913 году — до 88 человек). Для охраны «высочайших особ» в 1913 году в губернии создавалась и дружина «народной охраны». Возглавил ее начальник Рыбинской речной полиции генерал-майор «адмиралтейской части» Александр Александрович Майер. Личность его в своем роде легендарна… Участник туркестанского похода генерала Скобелева, где получил серьезное ранение, автор мемуаров. Рыбинскую речную полицию возглавил не позднее 1908 года и оставался на этом посту вплоть до 1917 года.
В июне 1916 года через Рыбинск на поезде «инкогнито» проследовал известный историограф династии Романовых, председатель Русского исторического общества великий князь Николай Михайлович. Помощник начальника губернской жандармерии в Рыбинске ротмистр Трофимов, узнав об этом, обратился к начальнику станционных жандармов подполковнику Сергееву с просьбой в будущем извещать его о «проезде высокопоставленных лиц». Но не прошло и года, как необходимость в этом отпала сама собой. «Высокопоставленных лиц» в прежнем понимании больше не было, а в жизни города, как и всей страны, наступила новая и не менее противоречивая эпоха, без Романовых. К лучшему или худшему, об этом судить потомкам…

Иван КОЧУЕВ
Публикация подготовлена с использованием материалов Госархива Ярославской области и его филиала в г. Рыбинске

Предыдущая статьяДвери Рыбинского вокзала перестали ущемлять пассажиров
Следующая статьяРыбинск на волне здоровья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.