Они завоевывают область, Россию и даже мир! Благодаря им о Рыбинске как о городе чемпионов знают далеко за пределами страны. Ежедневный труд до седьмого пота, железная сила воли и огромное желание быть первыми. Даже несмотря на то, что тренироваться приходится летом в духоте, а зимой — в холоде. Несмотря на отсутствие горячей воды в душевых, проваливающийся пол и падающую на голову штукатурку.
В спортивный зал, в котором в Рыбинске тренируются пауэрлифтеры и тяжелоатлеты, я попала не случайно. Пригласил знакомый. Посмотреть, как занимаются знаменитые и начинающие спортсмены. Уйти оттуда просто так уже не смогла. Не давал покоя вопрос: «Как же так? Люди славят родной город на весь мир, а тренироваться приходится в условиях, которые скорее соответствуют «подвальным» залам советского периода!» Вот с этим самым вопросом и отправилась искать правды.
Либо работать на результат, либо на финансы
Руководитель областной федерации пауэрлифтинга и городской федерации тяжелой атлетики, старший тренер СШОР № 7 Сергей Алексеевич Сорокин «живет» в этом зале уже более тридцати лет. В 1985 году его пригласил на работу Михаил Понарский (более тридцати лет возглавлял рыбинский спорткомитет – прим. авт.). Сергей Алексеевич переехал из Челябинска в Рыбинск, где его семью обеспечили жильем, и принял зал. В том же году в зале был сделан ремонт. Первый и последний за последние три десятка лет.
— Здесь стояло всего три помоста в 1985 году. Мы сразу перестелили зал, сделали семь помостов. Работала тогда бригада рабочих, но помогали все – и я, и дети, которые начали тренироваться. Тогда зал еще был в спортклубе, который принадлежал Рыбинскому заводу приборостроения, и финансировал все работы завод. Было все намного проще. Мы зал сделали так, как я хотел. Старались сделать все универсально. Стойки убирались, и в зале можно было проводить соревнования, — вспоминает мой собеседник.
Значительно хуже, по словам Сергея Алексеевича, стало после развала Союза. Сейчас дела и вовсе плохи. Если у других школ есть возможность зарабатывать внебюджетные средства, то у седьмой школы такой возможности нет.
— К сожалению, наша седьмая школа не имеет дополнительных финансов. У нас совсем мало внебюджетных средств. Другие имеют, например, теннисный корт, баню, бассейн и зарабатывают какие-то деньги. Мы не зарабатываем ничего. Хотя, мое мнение, что школа должна либо работать на результат, либо на финансы. Совмещать не получится. Я всегда привожу в пример самбистов. У них была в свое время специализированная школа олимпийского резерва, были чемпионы и были высокие результаты. Когда они ушли в финансовую сторону, то вместо СДЮСШОР стали СШОР. Считаю, что необходимо четко распределять обязанности: спецшколы должны работать на результат, а просто детские школы пусть занимаются коммерцией. Уверен, что результат тоже нужен городу. Если нет, то зачем тогда вообще специализированные школы? – выразил свое мнение по поводу дополнительного заработка старший тренер.
— Какая самая большая беда вашего зала?
— Провалившийся пол, обсыпающаяся штукатурка и окна, из которых зимой очень дует. Мы предлагали заложить половину окон кирпичом, как в большом зале. Однако руководство «Метеора» говорит, что сделать это не может, так как это фасад здания и архитектура города. А когда посчитали, сколько стоит заменить окна, то сразу поняли, что не потянуть ни нам, ни «Метеору».
Со слов тренера, зал не пустует никогда. Здесь тренируются по 3-5 раз в день мастера спорта, резервники, штангисты, растут молодые чемпионы. Занимаются дети, начиная с
8 лет. Родители детворы делали замечания, что в зале холодно и нет нормальных условий в душе, но скандалов не устраивали. Наверное, потому что дети занимаются здесь бесплатно.
«А ведь могли бы принимать всероссийские соревнования»
Мне повезло в этот вечер дважды. Смогла пообщаться со спортсменами, которые достигли внушительных успехов. Они пришли на свою обычную тренировку. Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу Светлана Кулаева сначала ходила в «Метеор» на борьбу, будучи маленькой девочкой. Последние 8 лет (из 15 в пауэрлифтинге) тренируется в этом зале.
— Зал в плачевном состоянии, условий никаких. Нет вентиляции. Летом очень жарко, пытаемся открывать окна, но это не спасает. Зимой – очень холодно. Нужно что-то сделать с отоплением. Необходим косметический ремонт, обязательно нужно сделать пол, — говорит Светлана.
— Вам не обидно, что на вас никто не обращает внимания. Вы ведь много ездите на соревнования, много где бывали. Видели где-то еще такие условия?
— Таких условий я не видела нигде. У нас даже нет условий для проведения соревнований. Нам не взять соревнования всероссийского уровня. А могли бы. Вот вы же видите, это разве раздевалка? В душевых нет даже горячей воды. Мы моемся в холодной. А ведь скоро зима, — говорит спортсменка.
(Душевые)
«Преодолевая трудности, мы становимся сильнее»
Сергей Бахтин — мастер спорта, чемпион России, призер чемпионата Европы — в этом зале тренируется последние 15 лет. Капитального ремонта, по его словам, здесь не было давно. Впрочем, как и косметического. Однако Сергей считает, что можно привыкнуть ко всему, и уверен, что уж лучше зал в таком состоянии, но открытый.
— Я не хочу, чтобы его признали непригодным для тренировок и закрыли полностью. Здесь каждый год пытаются починить отопление. Поменяли трубы в прошлом году. Не помогло. Изначально, говорят, неправильно сделана отопительная система, — рассказывает чемпион.
А вообще Сергей уверен, что все зависит не от условий, а от желания победить:
— Везде трудности есть. Преодолевая их, мы становимся сильнее, не так ли? В таких условиях и растят настоящих чемпионов. Все зависит не от условий, а от желания.
«Детишки же занимаются»
Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, неоднократный призер России, призер мира Ольга Воротникова оттачивает мастерство тоже здесь:
— Нам в прошлом году провели пластиковые трубы отопления, но зимой в зале все равно холодно. Наверное, из-за окон. Когда на улице морозы, то заниматься вообще никак. Зал у нас видели какой? Крыша потекла и все по стенам. Нам, конечно, администрация «Метеора» идет навстречу, пытается что-то сделать. Ну а что нам делать? Приходится тренироваться. В двух кофтах, двух штанах, в зимних перчатках. А ведь здесь же и детишки занимаются, — говорит Ольга.
Конечно, ей бы хотелось не только видеть отремонтированный теплый зал. Мечтает Ольга Воротникова о новом передвижном помосте. Чтобы можно было устраивать показательные выступления в городе. Например, в учебных заведениях.
— В техникумы мы могли бы выезжать и пропагандировать здоровый образ жизни и любовь к спорту, детишек к спорту привлекать. Об этом говорит постоянно президент Путин. Могли бы в любом зале тогда и соревнования проводить, и всероссийские соревнования принимать.
Правовые казусы становятся спортивными печалями
Итак, согласно договору безвозмездного пользования «Метеор» обязан платить за СШОР №7 коммунальные услуги и обеспечивать тепло и уют спортсменам. Ранее в договоре была строка, в которой значилось, что ремонт также обязан делать «Метеор». Хотя за тридцать лет ремонт арендодатель не произвел в зале ни разу. С недавних пор ремонты возложили на школу.
— Справедливости ради скажу, что ни нам, ни «Метеору» бюджетных денег на ремонты не выделяли. Ни раньше, ни сейчас. Ремонтные статьи даже не закладываем в бюджет. Вопрос ремонта залов обговаривали не раз на уровне департамента, но он денег «Метеору» не дает, ссылаясь на то, что ему город не выделяет средств. Сейчас мы получили бюджет следующего года, опять приходится ужиматься и урезаться, — говорит директор СШОР № 7 Валентин Егоров.
В последние годы вся надежда спортсменов на депутатов. Правда, освоить эти деньги крайне сложно. Еще в начале года школе выделили 140 тысяч рублей, которые, в частности, планируют потратить на ремонт душевых, но..
— В последние годы нам помогают областные депутаты. Вот депутат Андрей Ершов выделил деньги из депутатского фонда в прошлом году. На них мы поменяли трубы отопления на пластиковые, но проблемы с температурой остались. Плюс сейчас нам выделили 140 тысяч рублей на два зала. Это депутат Владимир Беспалько помогает. Однако до сих пор мы не можем оформить эти деньги, чтобы начать ремонт. Надеемся, что к новому году все получится, — рассказывает директор школы.
Почему так? Это нам объяснил директор ДС «Метеор» Андрей Тимошин:
— Возникает правовая коллизия. Они не могут тратить деньги на ремонт этой площади, так как она не является собственностью школы. Можно только провести эти средства через «Метеор». Директор школы должен заключить с нами договор, и мы уже будем выставляться на электронные торги, нанимать рабочих и нести всю последующую ответственность за ремонт. По той же причине школа не имеет права организовывать на территории арендованных залов платные занятия. То есть зарабатывать здесь внебюджетные средства. Они не могут заниматься коммерцией, так как площади находятся в оперативном управлении «Метеора». Они же пользуются площадями по договору безвозмездного пользования. И согласно договору заниматься коммерцией здесь не могут. В то же время и мы не можем зарабатывать деньги на этих площадях, потому что на них стоит оборудование СШОР №7. Вот и получается, что мы платим за коммунальные услуги СШОР, а как-то восполнить бюджет за счет этих площадей не можем. Ситуация такова, что из 7 гектаров площадей «Метеора» я могу распоряжаться только 17,6% этих площадей. Все остальные в безвозмездном пользовании. При этом мы платим коммунальные услуги за все 7 гектаров. Это неправильно, и я это озвучивал неоднократно, — объяснил непростую ситуацию директор «Метеора».
Объяснил нам Андрей Тимошин и ситуацию с холодом в зале. Окна, конечно, делают свое дело, но проблема, по словам нашего собеседника, не только в них.
— Школа поменяла подводку к батареям – пластиковые трубы. Но не были продуты и промыты сами батареи, которыми никто не занимался уже лет сорок. На это у школы денег нет. Вот и получается, что трубы горячие, а батареи холодные. У нас стоит система автомат, выставляется одна для всех температура. У них тепло до батареи не доходит, но не по нашей вине, — утверждает Андрей Сергеевич.
Вот так и живут спортивная школа олимпийского резерва и спортивный клуб на одной территории, каждый со своими проблемами.
Директор «Метеора» пытается содержать огромные площади на малые деньги, директор СШОР №7– вырастить чемпионов и не утратить титул лучшей школы в экстремальных условиях, практически без денег.
— На те небольшие внебюджетные средства, которые нам получается заработать в других залах, мы стараемся купить оборудование. Например, дисков штангистам хватает на сезон. Один 15-килограммовый диск стоит порядка 5 тысяч рублей. А их нужно как минимум по два. А грифы профессиональные обходятся в 50-70 тысяч рублей за штуку. Помимо этого, мы на протяжении многих лет выигрываем областной смотр-конкурс на постановку учебно-тренировочного процесса. Во всей области наша спортивная школа (гиревой спорт, тяжелая атлетика и пауэрлифтинг) занимает первое место. Грант 150 тысяч рублей позволяет нам подкупить инвентарь, — говорит Валентин Егоров.
Помогать готовы
В департаменте спорта администрации Рыбинска о проблемах тяжелоатлетов и пауэрлифтеров знают. Несмотря на непростую финансовую ситуацию, глава города и департамент готовы помогать как в поиске спонсоров, так и в софинансировании, если спонсора найдут сами спортсмены.
— Финансовая ситуация тяжелая, бюджетное финансирование значительно уменьшили, — рассказал руководитель департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Рыбинска Леонид Воронцов. — Несмотря на это, департамент старается помогать спорту, в частности СШОР №7. Есть неплохой опыт совместной работы. Так, департаментом были выделены бюджетные средства на приобретение строительных материалов для спортивного комплекса «Восход», а сами спортсмены произвели необходимые работы.
Кроме того, считает руководитель департамента, школа могла бы проводить платные занятия и зарабатывать внебюджетные средства. Да и руководству школы необходимо активизироваться в поиске спонсоров. Кстати, в этом виде спорта много состоятельных людей.
Сейчас трудно сосчитать, сколько чемпионов выросло в этом зале. Сегодня здесь тренируются четыре мастера спорта международного класса: один — по тяжелой атлетике и три — по пауэрлифтингу. Дмитрий Фомичев — тяжелоатлет, член сборной страны, мастер спорта международного класса, чемпион России. Призер первенства чемпионата Европы Сергей Бахтин, призер чемпионата мира Ольга Воротникова. Света Кулаева – мастер спорта международного класса — тоже тренируется здесь. Недавно она выиграла Россию, сейчас готовится к чемпионату Европы. Несмотря на все титулы, звания и медали, спортсмены готовы выступать на соревнованиях под эгидой любых возможных спонсоров. Например, рекламировать на форме рыбинских производителей во время всероссийских соревнований. Школа готова увешать зал или фасады своих зданий рекламными баннерами тех, кто решит помочь привести зал в порядок, кто поможет спорту пережить трудные времена и сохранить для детей спортивные залы, где росли и тренировались легенды спорта.
Елена Киреева, фото автора
Странная позиция руководителей: тут я не могу, здесь он не может, потому будем жить так. Стыдобище, конечно!
Не то слово странная, неадекватная. Создаётся впечатление, что до сих пор жили, лишь бы их не трогали. Если вы ничего не сделаете, то я уверяю вас — ничего и не произойдёт. А руководитель это тот, с кого начинается дело и ответственность. А эти зарплату свою выгребут и дальше наблюдают, как дети занимаются в ужасных условиях
НЕт. Ну я понимаю, что спортсмены народ закаленный. Но, блин, самим то не противно в таких условиях тренироваться? Почему все молчали? Так и будут золотые медали в болото таскать.
«Грант 150 тысяч рублей позволяет нам подкупить инвентарь, — говорит Валентин Егоров.» логично обозначить вопрос о вменяемости директора, и способности занимать эту должность. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ или ПОДКУПИТЬ ИНВЕНТАРЬ? Егоров ПОЯСНИЛ ДОВОЛЬНО ЧЁТКО, что ИНВЕНТАРЬ ВАЖНЕЕ