Рубеж двадцатого–двадцать первого веков в вопросах сохранения огромных богатств рыбинской культуры можно воспринимать двояко. С одной стороны, было немало сделано для восстановления знаковых архитектурных памятников (и за это спасибо многим), с другой – продолжалось уничтожение других, менее знаменитых, зданий. Сегодня хотелось бы обратиться к теме потерь художественной культуры. Они менее бросались в глаза, и потому многие из них вообще не захотели заметить в свое время даже средства массовой информации.
В 1990-е годы при реставрационных работах в одной из ныне действующих рыбинских церквей были практически полностью утрачены остатки старинных росписей, созданных в манере живописи Виктора Васнецова, автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Они так и не дождались элементарного исследования специалистов, были в крайне плохой сохранности и в итоге никому оказались не нужны. Уже позднее, при якобы реставрационных, а на деле реконструкционных работах 2000-х годов, в Вознесенском храме на Георгиевском кладбище исчезли старые росписи и резной деревянный иконостас девятнадцатого века, перед которым почти полтора столетия молились выдающиеся люди города. Все это давно нуждалось в реставрации, а по существу, — в спасении. Но иконостас был заменен новоделом, и никто никогда уже не увидит и остатков прежних стенных композиций. Конечно же, современные росписи очень и очень хороши, но…
Из «Авиатора» куда-то пропало множество многометровых масштабных пейзажей кисти Василия Трамзина, написанных во второй половине прошлого века и десятилетиями украшавших его стены. Сплошь увешанные огромными полотнами исторические фойе Дворца были гордостью не только завода, но и города, одной из его визитных карточек. Без полотен Трамзина и давно закрашенных старых палехских росписей Дворец стал беднее. Кстати, в чьей бы собственности он ни находился, он официально продолжает оставаться памятником истории и культуры, находящимся под охраной государства.
Настоящей утратой для Рыбинска стало исчезновение из «Авиатора» в начале 2000-х годов большого пейзажа кисти выдающегося советского художника Георгия Нисского (1903-1987) вместе с подготовительным эскизом к нему. На этой истории хотелось бы остановиться подробнее. Уроженца Гомельщины Г.Г. Нисского называли в свое время «певцом Подмосковья». Этот художник-романтик был первостепенной величиной отечественной пейзажной живописи середины ХХ века. Его картины давно украшают крупнейшие картинные галереи страны, они воспроизводились на марках и многочисленных почтовых открытках, в солидных альбомных изданиях. Одна из его работ есть и в Ярославском музее, в Рыбинске же нет ни одной. Старшие поколения помнят цветную иллюстрацию к многократно переиздававшемуся в 1960-70 годах учебнику «Родная речь» для начальной школы, на котором был изображен самолет, низко летящий зимним вечером вдоль бескрайних просторов, на фоне уходящих к небу сосен. Картина называется «Над снегами». Нисский стал знаменит еще до войны, любимой темой его творчества всегда была преображаемая индустриальными новостройками земля — бесконечные, уходящие за горизонт дали автострад и железных дорог, рокады, мосты, причалы, аэродромы. Сейчас эстимейты работ этого мастера на самых престижных международных аукционах составляют от 150 тысяч до нескольких миллионов долларов.
Большая подписная картина, изображавшая несущийся вдоль громады черного леса через небольшой каменный мост ночной поезд, была написана в Рыбинске в конце сороковых годов, в один из приездов мастера в наши края. В конце девяностых бывший худрук Дворца культуры и выдающийся рыбинский режиссер Н.А. Яковлева впервые извлекла живописный холст Нисского из кладовки и выставила в созданном ею же музее «Авиатора». Бухгалтерская учетная стоимость шедевра соцарта была, вероятно, нулевой, и на балансе заведения он вряд ли вообще стоял. В связи с этим считаю теперь большой своей ошибкой публикацию статьи о нем в те годы в газете «Рыбинские известия», которая, несомненно, привлекла внимание тех, кому знать о «рыбинском» Нисском было совсем необязательно. Мне казалось, что музей Дворца — навсегда, но прошло несколько лет, и его закрыли. Больше картину никто не видел. Лет десять назад я спросил одного из очередных бывших руководителей клубного комплекса, где эта вещь, но так и не получил внятного объяснения.
Кстати, Нисский – далеко не единственная наша потеря из произведений советского искусства. Цель настоящей заметки — попытаться впервые обозначить некую общую тему, своеобразное вступление к разговору о судьбах художественных памятников. Когда-то известные многим произведения искусства гибли не только в результате небрежения, но и бесследно исчезали. Многое меняется в этом мире, но, как известно, не всегда и не везде к лучшему.
Евгений Розов, председатель президиума совета Рыбинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры