В Москве на Красной площади возле храма Василия Блаженного установлен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Они одинаково дороги нижегородцам, владимирцам, суздальцам, костромичам, ярославцам, москвичам, людям иных городов и весей, которые, встав под знамена Второго народного ополчения, стали единым русским народом, освободившим Москву от чужеземных захватчиков и их приспешников. Сквозь века застывшие в бронзе герои призывают русских людей помнить о единстве, ибо разобщенность всегда оборачивается Смутой.
Под красным знаменем за власть «Совета всея земли»
С группой рыбинских паломников три зимы назад довелось мне быть в Суздале, на малой родине князя-воеводы Дмитрия Пожарского, и стоять возле его усыпальницы-мавзолея в Спасо-Евфимиевом монастыре. Мавзолей был восстановлен из праха, открыт и освящен 4 ноября 2009 года, в День народного единства, в присутствии Президента России Дмитрия Медведева. Этот памятник повествует о великом подвиге, совершенном спасителем Отечества, и одновременно напоминает нам, ныне живущим, как важно помнить о своих героях.
За четыреста с лишним лет в биографии князя Пожарского не появилось ни единого пятнышка! А все потому, что он не давал повода современникам усомниться в его честности и порядочности в годы Смуты.
О том лихом времени скорбит летописец: «Хочу же, братия, поведать вам, как в наши дни видели очи наши и уши наши слышали о таком разорении и запустении царствующего града Москвы от безбожных латинян, от польских и литовских людей и от своих злодеев, изменников и богоотступников»
Князь-воевода Дмитрий Пожарский на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякой шатости. Но в бой за общерусское дело он шел без сомнения. Отвагой своей на улицах объятой пожаром Москвы, которую подожгли поляки по наущению русских бояр-предателей, чтобы подавить вспыхнувшее в марте 1611 года восстание москвичей, он снискал уважение. Дольше всех держались его ратники на Сретенке. «Весь день с той стороны он не дал жечь город и, изнемогши от великих ран, пал на землю», – описан на мемориальной плите мавзолея подвиг Дмитрия Пожарского.
Соратники отвезли раненого воеводу из горящей Москвы в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда, лишь он оправился от ран, в село Юрино – имение Пожарских в Нижегородском уезде.
«Из всех городов только в Нижнем Новгороде надумали, как помочь Московскому государству. Нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, называемый Сухорукой, обратился к людям: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово любо было и послали бить челом к стольнику, воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому» — описана история создания Второго народного ополчения на белокаменной плите на восточном фасаде мавзолея Дмитрия Пожарского.
Пожарский согласился стать военачальником при условии, если хозяйственными делами ополчения будет ведать Кузьма Минин. Их трудами в феврале 1612 года был образован «Совет всея земли» — временное правительство России до избрания Земским собором в марте 1613 года царем Михаила Романова. Вместе они прошли во главе Второго ополчения под красным стягом с изображением Спаса весь путь от Нижнего Новгорода до Ярославля, на четыре месяца ставшего фактической столицей России, а оттуда, наполнив ополчение добровольцами, двинулись к Москве. По дороге вдвоем посетили на ярославской земле в Борисоглебском монастыре старца Иринарха, который благословил их и предрек русскому воинству великую победу над супостатами.
В августе 1612 года ополченцы разгромили отборное войско гетмана Ходкевича, а в день празднования Казанской иконы Божией Матери (4 ноября по новому стилю) вышибли поляков из Китай-города. Спустя три дня осажденные в Кремле интервенты и их пособники капитулировали.
Вместе Минин и Пожарский вошли в историю как освободители Отечества. Вместе они на памятнике, воздвигнутом скульптором Мартосом на Красной площади в Москве. На пьедестале памятника замечательные слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия Лето 1818».
А вот усыпальницу Дмитрия Пожарского на его малой родине потомки дважды предавали забвению.
Забытый герой
Около двадцати лет назад, ремонтируя западную стену Спасо-Евфимиева монастыря, рабочие обнаружили шесть надгробных плит. Реставраторы прочли слова на камне и опешили: это были плиты с утраченной почти два с половиной столетия назад родовой усыпальницы князей Пожарских–Хованских!
Впервые родовая усыпальница упоминается в «Новом летописце»: в Лето 1612, когда ополчение шло из Ярославля на Москву, «князь Дмитрий Михайлович… пошел в Суздаль помолитца… и у родительских гробов проститца». Из описи Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год следует, что возле Спасо-Преображенского собора находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Там и был погребен в апреле 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский. Царь Михаил Федорович Романов, чтя его великие заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими».
В 1850 году в Суздаль приехали великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы. Они пожелали видеть захоронение князя Дмитрия Пожарского. Монахи Спасо-Евфимиева мужского монастыря ошарашили гостей: «Не ведаем, где он похоронен».
Император Николай I, узнав об этом, был разгневан. Шутка ли – быльем поросло место погребения полководца, которому Отчизна обязана спасением, а правящая династия – царской короной! Он распорядился отыскать гробницу Дмитрия Пожарского.
Вышло вот как…
В 1682 году со смертью Юрия Ивановича Пожарского – внука Дмитрия Михайловича – род князей Пожарских пресекся по мужской линии. Монахи же со временем перестали заботиться об усыпальнице величайшего из людей России и в 1765 или 1766 году ее «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты употребили на церковные строения.
Летом 1851 года археолог граф Алексей Уваров, руководствуясь монастырской описью 1660 года, провел раскопки на территории монастыря рядом со Спасо-Преображенским собором. Под землей он обнаружил бутовые стены усыпальницы. В ней в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. Одна белокаменная гробница находилась внутри кирпичного «чехла», над верхней плитой была разостлана береста, что свидетельствует об особой заботе.
23 февраля 1852 года члены комиссии, созданной с позволения императора и Святейшего Синода, провели тщательный осмотр гробницы. Тело усопшего было покрыто остатками богатого боярского одеяния: шелковым узорчатым саваном, на груди сохранились куски шелковой одежды с золотым узором, в средней части тела был заметен шелковый вышитый пояс, на левом бедре – шитая золотом кайма кафтана и левый кафтанный разрез, шитый золотым шнурком.
Комиссия сделала заключение: «Нет никакого повода сомневаться в том, чтобы данная гробница не заключала в себе праха князя Дмитрия Михайловича Пожарского».
19 мая 1852 года император Николай I объявил добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника – дабы он «был достойным на месте погребения великого человека». В конкурсе победил проект профессора Академии художеств Алексея Горностаева. Он предложил построить мавзолей-часовню из белого мрамора, украшенную искусной резьбой, бронзовыми рельефами, мозаичной иконой Спасителя и надписью на фронтоне: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу – благодарное потомство».
Часовня над усыпальницей Дмитрия Пожарского была открыта и освящена
2 июня 1885 года. Вплоть до Октябрьской революции она была местом паломничества.
В 1933 году по воле коммунистических начальников часовню разобрали, а ее мраморные плиты использовали для строительства Дома Советов в Москве. Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери и мозаичный образ Спасителя во славе. Место захоронения национального героя было утрачено вторично – аж на 75 лет.
День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно с 4 ноября 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году — и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери. В ходе празднеств спохватились, что утрачена могила одного из спасителей России
Летом 2008 года были организованы археологические раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Археологи пошли путем своего предшественника графа Уварова. Путь оказался верным. Вандалам советской эпохи можно отпустить половину грехов только за то, что они, уничтожив часовню Дмитрия Пожарского, не тронули его гробницу и гробницы его предков.
Над местом вновь обретенного погребения национального героя в день его рождения 1 ноября 2008 года был установлен памятный крест. Рядом установлена единственная уцелевшая мраморная плита с уничтоженной в 1933 году часовни. В точности повторяющий проект архитектора Алексея Горностаева воссозданный памятник-мавзолей с надписью на фронтоне «Боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому – благодарное потомство» был открыт и освящен на его малой родине в Суздале 4 ноября 2009 года, в День народного единства, в присутствии Президента России Дмитрия Медведева.
Жители земли Ярославской также сполна воздали талантливому политику и полководцу. На набережной реки Которосли возле стен Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле установлен мемориал в честь Второго народного ополчения. А на территории самого монастыря, где сейчас располагается Ярославский музей-заповедник, установлена стела с мозаикой «Клятва князя Пожарского». Памятник князю Дмитрию Пожарскому воздвигнут в центре поселка Борисоглебский.
Александр СЫСОЕВ
Говорят, что история нечему не учит, зато строго спрашивает за невыученные уроки. Мы с легкостью забываем о тех, кому обязаны счастливой жизнью, дерем глотку на митингах, требуя кого-то долой, а потом хлебаем полной ложкой горе и беду, выискивая виноватых в том дерьме, в котором оказались сами по глупости, недомыслию и забывчивости.
Несправедливо недооценен вклад Пожарского в истории великороссов. Очень правильно, что сделали хотя бы государственным праздником 4 ноября. Нужно еще и популизировать в народе вклад Минина и Пожарского в объединении разных народов нашей страны под один стяг на борьбу с полонизированной пятой колонной.