14 и 15 января Театр имени Волкова представил зрителям первую в наступившем году премьеру — грандиозную по размаху постановку «Опера нищих». Для создания спектакля молодой московский режиссер Глеб Черепанов, успевший поработать на многих престижнейших столичных площадках, включая МХТ имени Чехова, привез с собой в Ярославль постановочную команду в составе художника-сценографа Тимофея Рябушинского, художника по костюмам Анастасии Бугаевой и композитора Олега Васенина. Вместе они сочинили яркую, дерзкую и масштабную по замыслу мрачную «сказку», воплотить которую на сцене предстояло в кратчайшие сроки — всего за два месяца. Учитывая сложность декораций и фантасмагорических костюмов для 30 персонажей, музыкального и технического оформления спектакля, задача была не из простых, однако волковцы в очередной раз доказали, что умеют работать быстро.
Литературный источник спектакля — пародийная опера 18 века, написанная Джоном Геем, впоследствии легла в основу знаменитой «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта. И чтобы подчеркнуть непривязанность своего детища к векам и эпохам, Глеб Черепанов щедро «разбавляет» первоисточник, но не Брехтом, а фрагментами из произведений русских классиков двух последних столетий — от Гоголя до Булгакова.
Сатирические, но от этого не менее красивые и изысканные арии, написанные для «Оперы нищих» Иоганном Пепушем, бережно аранжированы Олегом Васениным и исполнены актерами Волковского театра в сопровождении живого мини-оркестра, состоящего из виртуозных музыкантов Ярославской филармонии. Однако в стремлении создать «пародию на пародию» режиссер идет до конца, и барочная музыкальная ткань то и дело прорезается номерами, исполненными под фонограммы отечественной «попсы». «Ведь современниками творчество Пепуша тоже воспринималось как поп-музыка», — поясняет музыкальный руководитель постановки.
Родившийся в результате этой коллаборации спектакль его создатели затрудняются отнести к какому-либо жанру или стилю: здесь и клоунада, и кабаре, и фарс, и мюзикл, и эстрада. Во время антракта персонажи спектакля даже выходят развлекать зрителей в фойе. Однако тотальное безудержное веселье призвано оставить у зрителя горькое послевкусие: в мире, где из всех человеческих чувств выжила только жажда наживы, а от людей остались лишь гримасы, нечего праздновать.
Рыбинская неделя, по материалам пресс-службы театра
Актуальный для России спектакль, не отмеченный ни центральной прессой, ни предвыборными мероприятиями, не говоря о телевидении. Хотелось бы в инете посмотреть. У меня в памяти МкХит-Миша Боярский у Игоря Владимирова (питерский театр Ленсовета). Спасибо за хорошее сообщение для меня-провинциала