«Газпром» потребовал от «Нафтогаза» $5,3 млрд за невыбранный во втором—четвертом кварталах прошлого года газ. Счет должен быть оплачен в течение десяти дней
«Газпром» выставил «Нафтогазу» за прошлый год счет в $5,3 млрд на оплату газа, невыбранного в 2016 году по правилу «бери или плати», сообщается в поступившем РБК пресс-релизе российской компании.
Речь идет о газе, невыбранном во втором—четвертом кварталах 2016 года. Счет должен быть оплачен в течение десяти дней, подчеркнули в «Газпроме». Согласно действующему между «Газпромом» и «Нафтогазом» контракту купли-продажи природного газа, украинская компания обязана ежегодно оплачивать минимальное годовое количество газа.
«Год закончился, вот и выставляем счет», — сообщил РБК пресс-секретарь главы «Газпрома» Алексея Миллера Сергей Куприянов, отвечая на вопрос о причинах выставления в середине января текущего года счета «Нафтогазу».
Куприянов уточнил, что в первом квартале 2016 года для «Нафтогаза» действовали условия «зимнего пакета» продаж газа и действовало соглашение о том, чтобы в этот период контрактное условие «бери или плати» к поставкам газа на Украине не применялось. 29 сентября 2015 года, как пояснил представитель Миллера, в целях обеспечения бесперебойного транзита газа через территорию Украины с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года был подписан обязывающий протокол между Минэнерго Украины, Минэнерго России и Европейской комиссией и соответствующее дополнение № 35 к контракту на поставку газа между «Газпромом» и «Нафтогазом». Соглашение заключалось на зиму 2016 года исходя из необходимости создания условий бесперебойного транзита российского газа в Европу, подчеркнул Куприянов.
Реакции «Нафтогаза» в ответ на выставление счета пока не поступало, отметил пресс-секретарь главы «Газпрома». Представитель «Нафтогаза» на запрос РБК пока не ответил.
«Бери-или-плати» — это не просто условие, записанное в контракте. Это основополагающий, базовый принцип работы газовой отрасли. Он обязывает поставщика резервировать добычные и газотранспортные мощности под законтрактованный объем газа и гарантирует, что этот газ будет продан только указанному в контракте покупателю. Все это — и значительный резерв мощностей, когда речь идет о суточных объемах поставки более 100 млн куб. м, и текущие эксплуатационные затраты, и невозможность продать газ кому-то другому, — безусловно, имеют для покупателя свою весомую цену», — сообщил журналистам председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер 17 января.
В сентябре 2016 года в Арбитражном суде Стокгольма начались слушания по встречным искам «Газпрома» и «Нафтогаза». «Нафтогаз» считает, что ранее Украина покупала российский газ по завышенным ценам, и требует компенсации. Кроме того, Киев требует компенсации за снижение объемов транзита. «Газпром» требует возместить долг за поставленные в 2012–2013 годах, но неоплаченные объемы газа и выплатить штрафы по принципу «бери или плати».
Согласно поданному «Газпромом» в июне 2015 года иску в Стокгольмский арбитраж, компания потребовала $31,75 млрд за поставки газа по принципу «бери или плати» и возврата задолженности за 2013-2014 годы, которую Киев не признает. Из них сумма не невыбранный газ по условию «бери или плати» составила $29.2 млрд (без учета предъявленных 17 января 2016 года требований). На середину декабря 2016 года «Нафтогаз» требовал от «Газпрома» в общей сложности $28,3 млрд, «Газпром» — $38,7 млрд (с учетом пеней и процентов).
«В случае проигрыша по первому иску, если «Газпрому» удастся доказать, что по положению «бери или плати» «Нафтогаз» должен компенсировать сумму, выплата $38 млрд будет неподъемной для компании», — говорил глава украинской госкомпании Андрей Коболев в интервью «24 каналу» 14 декабря 2016 года.
Анатолий Юшин, управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры» считает, что текущий счет «Газпрома» включат в требования по искам в Стокгольме, где уже фигурируют финансовые требования по оплате за невыбранный Украиной газ по принципу «бери или плати». По закону это правомерно, так как до решения суда (которое ожидается в марте 2017 года), требования можно как увеличивать, так и уменьшать. Он напомнил, что контракт между компаниями продолжает действовать и условие «бери или плати» из него не убирали. По мнению юриста, мирное разрешение данного вопроса возможно только в случае политической воли с обеих сторон. Пока отношения между двумя странами напряженные, газовые вопросы будут решаться в международных судах.
Источник: РБК