Близится то время, когда православные христиане будут готовиться к великому торжеству – Пасхе, главному празднику всего христианского мира. Перед ним в Православной Церкви установлен Великий пост, длящийся 7 недель, в течение которых человек очищается душевно и физически для того, чтобы обновленным встретить и принять воскресшего Христа. «РН» пыталась понять, для чего существует Великий пост, как следует его проводить и как к нему готовиться.
Светлое время
Скоро у православных христиан начинается важнейший многодневный Великий пост. Это время добровольно взятых на себя подвигов и ограничений, но вместе с тем самое светлое время в году для верующего человека. Светлое — потому что в эти дни на душе становится светлее, а главное — потому что впереди свет пасхальной встречи с воскресшим Господом.
Фактически Великий пост длится семь недель, но символически его продолжительность всегда ассоциировалась с числом сорок, и установлен он в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней, на протяжении которых ничего не ел. Лишь после этого, отвергнув все диавольские искушения, Иисус начал проповедь. То есть, можно сказать, что постом Христос положил основание делу спасения наших душ.
Последняя неделя поста, Страстная седмица (неделя), установлена в честь последних дней земной жизни, страданий, страшных истязаний и смерти Иисуса Христа.
От Масленицы до Великого поста
В этом году Великий пост начнется 27 февраля. Перед началом поста по церковной традиции есть три так называемые приготовительные недели. Каждое воскресенье во время этого периода, а всего их будет четыре, посвящено событию Евангельской истории. Это три притчи (о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде) и воспоминание об изгнании из Рая Адама и Евы. Последнюю подготовительную неделю называют масленичной.
Сама по себе Масленица как проводы русской зимы и встреча весны — это языческая традиция, но в Церкви она получила иное осмысление: Масленица – не разнузданное гулянье, а доброе напутствие к предстоящему подвигу ради Христа. Христианский смысл масленицы отражён и в русских пословицах, например: «Не все коту масленица, будет и Великий пост» — часто повторяют только первую часть, но без второй она остаётся до конца непонятой.
Самый главный день масленичной недели, лучше всего раскрывающий ее смысл, — Прощеное воскресенье. Прощение обид – важное условие вступления в Великий пост и вообще жизни с Богом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23) – так написано в Евангелии. Бывают такие ситуации, когда люди на долгое время прекращают общение из-за конфликта и не могут найти диалог с теми, кто был им дорог. В Прощеное воскресенье как никогда уместно прекратить все разногласия.
— Сейчас в нашей массовой культуре даже православные праздники превращаются в какую-то моду, когда люди просят прощение в интернете, соцсетях, даже иногда у совсем незнакомых людей. Самый главный смысл заключается не в том, чтобы показать миру свое великодушие. Смысл в том, чтобы попросить прощения у того, кого ты действительно обидел словом или делом, у тех, с кем отношения были прерваны из-за давнего конфликта, который сложно разрешить в простой обыденной жизни без какого-либо повода. В этот день важно попросить прощения именно у ближних, у тех людей, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Это члены нашей семьи, к которым мы уже так привыкли, что часто не считаем нужным относиться к ним вежливо и с каким-то особым вниманием. Это коллеги по работе, конфликты с которыми нередки и часто кажутся неразрешимыми. День Прощеного воскресенья призван все эти неурядицы и разногласия развеять, — рассказал «РН» священник Алексей, руководитель Миссионерского отдела Рыбинской епархии.
Самой популярной и приятной в масленичной неделе часто считается традиция кушать блины, но, по словам священников, она является всего лишь приложением, тем элементом праздника, который помогает в процессе совместной трапезы раскрыть человеческие сердца и больше душевного тепла подарить ближнему.
За Прощеным воскресеньем — первый день Великого поста – Чистый понедельник. Называется он так вовсе не потому, что в этот день якобы нужно отмывать все помещения и непременно помыться самому, а потому, что накануне человек искренне попросил прощения, простил сам и тем очистил свою душу от злобы, ссор и обид.
Великий пост — это не голодовка
— Очень важно понять такой тезис, что пост — это не обязанность, а право. Никто в Церкви не может заставить поститься. Пост — это не голодовка и не диета. Пост призывает бороться не с лишними килограммами, а со своими страстями. Страсти – это завладевшие человеком грехи, с которыми он не в состоянии справиться сам, одним лишь усилием воли, без помощи Божией, он от них зависит, как, например, алкоголик зависит от бутылки, — рассказал нам отец Алексей.
Страсти, как веревки, привязывающие душу к земле, не дающие ей возвыситься к Небу. Веревки эти затянуты тугими узлами на наших чрезмерных желаниях, телесных прихотях и гордости. Пост – время «отфильтровать» желания, ограничить телесные прихоти и смириться. Тогда узлы ослабнут, верёвки спадут, и свободная душа отряхнется от земли, очистится и наполнится Небом.
Исполняя только внешний ритуал поста, но глубинно не понимая его сути, не молясь, не стремясь к Богу, человек нивелирует все то благотворное влияние, которое призвано оказать воздержание от излишеств.
Ещё один важный момент духовной жизни, о котором напоминает Великий пост, – милостыня. Святитель Иоанн Златоуст, который жил в пятом веке, говорил так: посмотри, сколько ты тратишь денег на обычную еду, а затем — сколько на постную, посчитай разницу и отдай ее нищим. Речь идёт не только о деньгах. Важно именно помочь ближнему и сделать это бескорыстно, в любом проявлении, которое тебе под силу, — пояснил отец Алексей.
Церковь дает нам эти семь недель поста для того, чтобы переосмыслить свою жизнь, расставить в ней акценты и, конечно, подготовиться к великому празднику Светлого Воскресения Христова — Пасхе. Это праздник, который венчает не только Великий пост, но и всю нашу жизнь, поскольку дает нам понимание того, что Бог нас настолько любит, что ради нас пошел на смерть и тем самым ее уничтожил. Так теперь и человек, телесно умирая, не умрет духовно, если живет с Богом.
Анна Митряшова, Рыбинская неделя, фото из открытых источников