Три года назад бремя ответственности за состояние многоквартирных домов окончательно было переложено на плечи собственников квартир. С этого момента была введена плата за капремонт. В период с 1 января 2014 года по 1 августа 2015-го собственники должны были определить способ сбора средств на будущие улучшения. Сейчас выбор сделан, деньги на счетах уже аккумулировались, настало время пускать их в дело. «РН» разбиралась в том, как потратить деньги и с кем взаимодействовать, чтобы накопленная «копейка» пошла во благо улучшения дома.
Как копили
Копить деньги на капремонт можно было по-разному. Владельцам жилья предлагались три варианта формирования фонда капремонта: на специальном счете конкретного дома, на
счете регионального оператора или, если в доме создано ТСЖ или ЖСК, то на его счете.
У каждого вида накоплений есть свои особенности. Счет регионального оператора удобен тем собственникам, дома которых существенно изношены и уже в ближайшее время им потребуется масштабный ремонт. Дом может быть отремонтирован еще до того, как его жильцы соберут нужную сумму. В каждом субъекте создан один регоператор, но, стоит отметить, что законодательно предусмотрена возможность создания нескольких.
Информацию о регоператоре в конкретном регионе можно узнать в местной администрации. Кроме того, всю информацию по Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области можно узнать на сайте http://yarmkd76.ru
Существует долгосрочная программа капремонта, которая рассчитана на 30 лет. Она утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 №1779-п. Также формируется краткосрочный региональный план на три года.
Что касается спецсчета, то на нем собираются средства собственников одного конкретного дома. При его наличии собственники сами решают, как копить и тратить деньги, какие работы производить и в какие сроки.
Что можно отремонтировать
Существует перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, закрепленный ст. 166 Жилищного кодекса. Он включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт и замену лифтового оборудования, ремонт крыши, подвальных помещений, фасада и фундамента. Становится понятно, что капитальный ремонт — очень дорогостоящее мероприятие, оплатить которое разом невозможно. Например, чтобы обновить текущую крышу стандартной пятиэтажки, придется потратить около полутора миллионов рублей. Замена лифта стоит примерно столько же. Поэтому здесь есть один выход – копить. Причем копить долго.
Как можно тратить
Если деньги копятся на счете регионального оператора, то тратиться они будут следующим образом.
— Перед годом планируемого ремонта региональный оператор делает рассылку уведомлений жильцам с предложением видов, стоимости и сроков осуществления работ. После этого собственники должны провести общее собрание, составить протокол и сдать его в фонд.
Если владельцы квартир не пришли на общее собрание, то решение за них принимает орган местного самоуправления с учетом предложений регионального фонда, — рассказала начальник отдела реформирования ЖКХ, транспорта и связи администрации города Рыбинска Елена Смирнова.
Отметим, что собственники могут поменять вид предложенных работ на доме. Например, им в уведомлении пришло предложение сделать крышу, а жильцы более нужным считают заменить коммуникации в подвале.
— В Рыбинске 13 домов поменяли вид работ. Кроме того, жильцы могут сами проявить инициативу и выбрать вид необходимых дому улучшений. После этого они должны предъявить свое решение, оформленное протоколом, в Департамент ЖКХ транспорта и связи, — рассказала нам главный специалист отдела жилищного фонда Элеонора Голева.
Совсем иная ситуация будет с теми домами, средства которых хранятся на спецсчете. Эти деньги жители могут использовать на капремонт, когда сочтут это необходимым. Любой собственник имеет возможность получить информацию о сумме денежных средств на специальном счете и операциях по нему. Для жителей Рыбинска доступен сайт http://www.reformagkh.ru, где есть такая информация.
— Чтобы начать использовать накопленные на спецсчете деньги, необходимо выяснить, сколько средств там лежит, определить необходимость того или иного вида ремонта. После этого собственники должны провести общее собрание, на котором не менее 2/3 от общего количества владельцев квартир должно быть принято решение об использовании средств на выбранный вид работ, — пояснила Елена Юрьевна.
Также нужно выбрать уполномоченного от дома человека, который будет подписывать договор на выполнение работ, осуществлять контроль за ремонтом и затем ставить свою подпись в акте выполненных работ.
Стоит напомнить, что голосуют собственники, так сказать, квадратными метрами. Чем больше у тебя квартира, тем больше голосов. Большим подспорьем в определении «слабых звеньев» дома может оказаться управляющая компания, работающая на доме.
— Взаимодействовать с УК или нет, решают собственники, но при отсутствии диалога эффективность расходования средств будет меньшей. Именно управляющая компания будет осуществлять эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома после капитального ремонта, поэтому нужно делать так, чтобы все было качественно. Даже при самостоятельном выборе подрядчика собственникам рекомендуют ознакомить управляющую организацию с проектно-сметной документацией, чтобы дальнейший эксплуатационный процесс не омрачился различного рода проблемами, — пояснила «РН» Элеонора Евгеньевна.
Что касается подрядной организации, то собственники сами имеют возможность ее выбрать и предложить ей сделать ремонт в рамках накопленных денег.
— При спецсчете сами жители берут на себя функции технического заказчика, поэтому составление проектно-сметной документации лежит на их плечах, — рассказала Элеонора Голева.
По расходованию средств на специальном счете банк осуществляет перечисление денег только при предоставлении владельцем спецсчета предусмотренных законом документов. То есть, до того как будут проведены работы и подписаны нужные документы, деньги не будут перечислены со счета банка подрядчику. Также по требованию любого собственника банк предоставит выписку по всем операциям.
Так что собственникам дома со спецсчетом необходимо провести собрание, выбрать организацию, следить за ходом капитального ремонта, подписать акт выполненных работ. Остальные вопросы выбранная подрядная организация будет решать сама.
Способ накопления можно поменять
Передумать никогда не поздно — собственники в любой момент могут изменить способ накопления, причем как в сторону спецсчета, так и на регоператора.
— Такое решение также принимается на общем собрании собственников. При переходе из «общего котла» на спецсчет перевод денег осуществляется через три месяца с момента
поступления информации регоператору, в обратном порядке — через два месяца.
И в том, и в другом случае взносы на капитальный ремонт оплачиваются через квитанции, которые собственники получают ежемесячно.
Таким образом, вооружившись знаниями и пониманием того, что нужно делать со средствами на капремонт, собственники, проявив инициативу, могут воспользоваться накоплениями и улучшить состояние своего дома.
Анна МИТРЯШОВА
Полезная информация!
эта информация должна была быть ещё в 2014г.сбор на кап. ремонт афера федерального масштаба.в ЯО особенно в Рыбинске программа кап.ремонта идет путем сбора денег и все.десятки млрд.руб.не исползуются по прямому назначению и крутятся под 8,5%
Я не согласен с гостем. Из статьи «Ремонт и содержание жилья» воруют все, кому не лень, особо УК. А со спец. счета на кап_ремонт кормится подрядчик и чуть-чуть УК (подрядчик ей немного отстёгивает, чтоб почаще его привлекали к ремонту). К тому же, как правило, работы проводятся на виду, под контролем Совета дома и качество хорошее. А чтоб десятки млрд. руб. не пропали, нужно : подкопил — делай кап-ремонт !