Мама не баловала двухлетнюю Алису подарками. Зато в наступившем году ей подарили много-много мягких игрушек. Вот только девочке в них уже не играть. Игрушки на пепелище принесли жители поселка Песочное в память о ней, ее трехлетнем братике, двух девятимесячных сестренках-близняшках. Поздним вечером 2 января четверо детей вместе с двумя взрослыми заживо сгорели в страшном пожаре.
Белым саваном ложился снег
На третий день над обугленным хаосом, который до субботнего вечера был двухэтажным домом, продолжал клубиться дым. В ту сторону с опаской поглядывали жильцы соседнего одноэтажного барака. Накануне, в понедельник, они вызывали пожарных. Те примчались, пролили дымящиеся развалины водой. Выпуская клубы белесого дыма, огонь схоронился внутри нагромождения головешек, кирпичей, искореженного металла, почерневшей утвари, расплавленного пластика. Черноту с запахом гари, словно саваном, накрыл снег.
Восьмидесятилетний Лев Шутов сегодня тот вечер вспоминает уже без дрожи в голосе.
– Жив остался. Вон, посмотри, документы целы. Крышу над головой получил с полным пансионом. Чего же мне тужить!
Лев Васильевич смотрел телевизор, как вдруг погас свет. Хотел спросить соседа Юрия Белова, что случилось. Взял фонарик, открыл дверь, а из коридора на него пахнуло дымом. Он хоть и в преклонном возрасте, но телом крепок и ясности ума не утратил. Держал в памяти, где документы лежат. Прихватил их, оделся потеплее – и сквозь дым бегом на улицу.
Лев Шутов жил на первом этаже. Жильцам первого этажа, можно сказать, повезло. Кто бодрствовал, у того был шанс документы нашарить, теплее одеться и обуться. Тем, кто уже спал в одиннадцатом часу вечера, повезло меньше: выбежали на двадцатиградусный мороз в трусах и сорочках, в обуви на босу ногу.
Жильцам второго этажа повезло еще меньше. Дом столетней давности. По сути, это двухэтажный бревенчатый барак. Из современных удобств – газовые колонки. В Главном управлении МЧС России по Ярославской области с упором на результаты работы испытательной пожарной лаборатории неисправность газовой колонки считают первопричиной возгорания. Длинный коридор сыграл роль вытяжной трубы. В мгновение ока вырвавшийся на волю огонь пролетел по этой сорокаметровой «трубе», превратив квартиры в западни для обитателей. Люди, спасаясь, выпрыгивали из окон. Пяти минут не прошло, как на пульт пожарной охраны поступил тревожный сигнал из Песочного, а машины из ближайшей пожарной части, что в километре отсюда, уже прибыли на место. К тому времени двухэтажный дом в окружении одноэтажной застройки превратился в гигантский костер. Пожарные упругими струями из брандспойтов сбивали пламя, освобождая жильцам путь для спасения. Одновременно они поливали водой соседний одноэтажный барак, дачные дома и сараи. Всего с огненной стихией боролись полсотни огнеборцев, были задействованы пятнадцать пожарных машин. К утру обессиливший огонь сдался.
Спаслись двадцать жильцов, двух человек из горящего дома вынесли пожарные. Шестерых днем обнаружили на пепелище. Два тела принадлежали при жизни взрослым людям. У закаленных физически и морально мужиков в пожарных робах ком к горлу подкатывал, когда они освобождали из завалов четыре обугленных тельца. Уже на следующий день, как пожар был потушен, у забора возле уцелевшего фрагмента стены появился импровизированный мемориал: много детских игрушек и искусственных цветов. И среди них – портрет светловолосой девочки с пухленькими щечками.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
5 января кабинет главы сельского поселения Песочное Александра Яшицева напоминал проходной двор в связи с приемом погорельцев. Прием был назначен на десять часов утра, но люди пришли загодя – хлопот-то сколько! Первым делом им необходимо было получить справку о пожаре. Никуда не нужно было ехать. Нужный человек из МЧС, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рыбинску и Рыбинскому району Дмитрий Фролов, сам приехал в Песочное.Получив заветную справку, люди шли к Александру Яшицеву – решать вопрос с жильем, к Любови Степановой – начальнику районного Управления труда и социальной поддержки населения, которая со своими специалистами оказывала пострадавшим материальную помощь по утрате имущества в размере прожиточного минимума 8672 рубля, принимала заявления на оказание адресной материальной помощи из резервного фонда главы администрации Рыбинского района и из областного бюджета, заместитель директора районного Комплексного центра социального обслуживания населения Ирина Астафьева выдавала продуктовые наборы и вещевые наборы с постельным бельем и средствами личной гигиены. С пенсионерами, а их среди погорельцев восемь человек, вела обстоятельный разговор начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Рыбинске и Рыбинском районе Галина Голубева.
– Шестерым выданы разрешение на досрочное получение пенсии, чтобы люди, потерявшие в огне практически все, могли получить деньги. Также будем оказывать содействие в восстановлении документов тем, кто готовится оформляться на пенсию, таких двое, – обобщила Галина Ивановна проделанную работу.
Мой знакомец Лев Шутов расстегнул куртку, чтобы было видно тельняшку. – Вот какой бравый мужчина первым поселился в нашем доме, – Ирина Астафьева имела ввиду отделение временного пребывания комплексного центра социального обслуживания населения в Песочном, где сейчас находятся четверо пенсионеров — погорельцев.
Всего в 24-квартирном доме №7 по улице Октябрьской были прописаны тридцать шесть человек. И не важно, что фактически проживали чуть больше половины прописанных. Обеспечить жильем надо всех.
На расширенном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям, которое состоялось 4 января в областном правительстве, Сергей Ястребов сообщил, что сгоревший дом был включен в муниципальную программу расселения ветхого и аварийного жилья на 2016-2017 годы. Собственники жилья в этом строении должны получить новую жилплощадь в первом квартале этого года. Предложения по расселению тех погорельцев, которые имеют на это право, будут рассматриваться уже в январе. В тот же день на заседании оперативного штаба под председательством главы администрации Рыбинского района Татьяны Смирновой были намечены неотложные меры по организации помощи жителям, пострадавшим от пожара в поселке Песочное.
Взаперти со смертью
Мать погибших детей появилась в администрации Песочного спустя два часа, когда сутолока улеглась. Молодую худенькую женщину я бы принял за случайную посетительницу, если бы не траурная лента в рыжих волосах. Пришла. Села на стульчик. Ни с кем не разговаривает. С ней никто не разговаривает.
Погорельцы винят ее в своем несчастье и гибели детей. Она жива, потому что ее не было в квартире. Говорила, что в магазин за молоком ходила.
– За молоком? За вином она пошла – мало ей показалось. Пила она, компании к себе водила, пьянки-гулянки, музыка играла, – уточняют собеседники и добавляют, – Она была лишена родительских прав в отношении старшего сына.
У двадцатишестилетней Екатерины Семеновой было пятеро детей. Семилетний сын-первенец находится в школе-интернате. Он один и уцелел. Соседи, возможно, могли бы спасти детей. Да только дверь, за которой спали трехлетний Арсений, двухлетняя Алиса и девятимесячные близняшки Анфиса и Василиса, была заперта. За запертой дверью из искры возгорелось пламя. Об этом сообщил 4 января начальник Главного управления МЧС России по Ярославской области Олег Бочаров на расширенном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям в областном правительстве:
– Очаг возгорания находился на втором этаже дома в 15-й и 16-й квартирах, то есть непосредственно там, где и проживали дети.
Вообще-то они должны были проживать вместе с матерью по месту прописки – в трехкомнатной квартире в панельной пятиэтажке на улице 60 лет Октября. Этот рядом со сгоревшим домом, где на птичьих правах обитала молодая мать с семьей. Дети были не одни в съемной квартире. Вместе с ними взаперти находились двое взрослых – пятидесятиоднолетний Валерий и двадцатисемилетний Антон. Для Екатерины тот и другой не родня – ни сват, ни брат, ни муж, даже ни сожитель. Выходит, малышей она оставила с чужими дядьками. И в каком же состоянии в тот вечер пребывали эти мужики, если детей не спасли и сами сгорели?
Перед самым приходом Екатерины Семеновой в кабинет главы поселения прошел следователь. У него к ней накопились вопросы в рамках уголовного дела, возбужденного Следственным управлением СКР по Ярославской области по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности двум и более лицам. В зависимости от ответов она может из потерпевшей превратиться в подозреваемую.
Дамоклов меч над головой главы
Следователь чувствует себя по-хозяйски в кабинете главы поселения. А вот хозяин кабинета чувствует, что задушевные беседы со следователем могут смениться допросами.
— Следственными органами в отношении должностных лиц администрации сельского поселения Песочное Рыбинского муниципального района Ярославской области возбуждено уголовное дело по статье халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц. Проводятся следственные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств произошедшего. Устанавливаются конкретные должностные лица, причастные к совершению преступления – следует из официального сообщения Следственного управления СКР по Ярославской области.
По мнению органов следствия, за состоянием подлежащего расселению аварийного дома и условиями проживания в нем жильцов требовался усиленный контроль со стороны должностных лиц администрации сельского поселения Песочное. Что ходить вокруг да около – виноватым, скорее всего, назначат песоченского главу Александра Яшицева. Если руководствоваться логикой следствия, то его можно обвинить в халатности свыше пятидесяти раз – именно столько домов барачного типа были построены в конце позапрошлого — начале прошлого века для работников Песоченского завода «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Двухэтажных бревенчатых бараков – тридцать. Из них в муниципальную программу расселения ветхого и аварийного жилья в 2016 – 2017 гг.» включены шесть. Не жильцы, а жильцам надо платить только за то, что они там живут. Неудивительно, что в сгоревшем доме 1906 года постройки до пожара были жилыми лишь 10 из 24 квартир.
– Большинство погорельцев сейчас приютили родственники. Готовы разместить оставшихся без жилья людей в других сельских поселениях. В Назаровском сельском поселении предлагаются две двухкомнатные и две трехкомнатные квартиры. В Тихменевском сельском поселении могут предоставить однокомнатную и трехкомнатную квартиры. Также порядка четырнадцати квартир предлагается в Тутаеве, – Александр Яшицев перечислил предлагаемые варианты и подытожил, – Но практически все выражают желание остаться в родном поселке.
В таком случае погорельцам придется подождать, пока будет построен новый дом на улице Октябрьской. Земельный участок для строительства уже подготовлен. Подрядчик определен. Губернатор обещал оказать содействие, чтобы к концу 2016 года завершить строительство этого дома. Кроме этого в перспективе в Песочном будут построены еще два дома по 34 квартиры – за счет средств из бюджетов Ярославской области и сельского поселения Песочное. В этих домах предусматривается выделение квартир для расселения жильцов еще шести домов, признанных аварийными.
Александр СЫСОЕВ, фото автора
Бездушие и бездарность чиновников всех уровней и рангов привели к гибели четырех детей и двух взрослых — результат их бездействия и повод к принятию выводов со стороны избирателей и налогоплательщиков.