Домой Общество Щит от потопа

Щит от потопа

0

12-13 декабря 2013 года Санкт-Петербургу грозил потоп. Гидромет прогнозировал подъем уровня воды в городе 2 метра 40 см выше ординара у гидропоста «Горный институт», а наводнением считается превышение ординара на 160 см. Но за сутки разгула стихии вода превысила средний уровень, именуемый ординаром, на 137 см. Почему не было потопа и никогда больше не будет – об этом знает корреспондент «Рыбинской недели», которому за две недели до потенциального наводнения довелось в деталях рассмотреть морской щит Питера.

Зарубки на березе

Согласно легенде в мае 1703 года, при закладке Петропавловской крепости на Заячьем острове, местный рыбак показал царю на зарубки на старой березе. Зарубки показывали уровень высокой воды в Неве. Петр I выслушал рыбака и приказал срубить березу, дабы дерево с отметинами никого не смущало понапрасну.
Три месяца спустя слова рыбака о «злой воде» сбылись. В конце августа 1703 года в непогодь вода из Невы вышла из берегов – это стало первым зафиксированным наводнением в истории города.
Чтобы было понятно, питерские наводнения с подъемом воды до 210 см выше ординара считаются опасными, до 299 см – особо опасными, свыше 300 см – катастрофическими. При жизни Петра I произошло три особо опасных наводнения – 9 сентября 1706 года (+262 см), 5 ноября 1721 года (+265 см), 2 октября 1723 года (+272 см). Ему самому «зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа сидели – не только мужики, но и бабы». Он счел наводнения мелочью по сравнению с великими замыслами по развитию города.
Спустя сто лет после кончины основателя Петербург пережил настоящий кошмар.
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» описан весь ужас потопа, случившегося 7 ноября 1824 года. Невская вода в тот день поднялась на 410 см над ординаром – подобного потопа ни прежде, ни потом в городе не случалось.
Первое из трех катастрофических наводнений, пережитых Санкт-Петербургом, произошло 10 сентября 1777 года – в правление императрицы Екатерины II. Вода поднялась до отметки 310 см над Кронштадтским футштоком (ординаром) и залила почти весь город. Третье катастрофическое наводнение произошло в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Вода поднялась на 369 см над ординаром. Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центральный и часть других районов оказались затопленными.
Наводнение, случившееся в Ленинграде в ночь с 28 на 29 сентября 1975 года с максимальным уровнем подъема воды до 270 см над ординаром, переполнило чашу терпения горожан и городской власти и стало побудительным мотивом для разработки проекта строительства защитной дамбы, возведение которой началось в Финском заливе четыре года спустя.
Проект талантливого француза
– Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений – так будет правильно! – наш гид в черной тужурке с сумкой на ремне, чем-то похожий на комиссара, поправлял свалившихся на его голову с разрешения вышестоящего начальства журналистов, которые упорно называли величайшее творение рук человеческих Дамбой.
За основу КЗС был взят проект дамбы французского инженера Пьера Доминика Базена…
До него полагали, что виной наводнениям — Нева. Начиная с Петра I в городе делался упор на подсыпку грунта (его брали при рытье каналов). Сегодня Петербург имеет в разных частях города от 3 до 12 метров подсыпки над уровнем моря.
При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Великой увлеклись рытьем отводных каналов. После наводнения 1777 года в Петербурге появился красивейший Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). При Екатерине II берега рек и каналов оделись в гранит – и красиво, и прочно. В 1805 году император Александр I продолжил труды бабушки Екатерины, повелев построить Обводной канал. Каналы украсили город, но не спасли его от потопов.
Петр Базен предложил для защиты Петербурга от наводнений соорудить дамбу длиной свыше 20 км по линии Лисий Нос – о. Котлин – Ораниенбаум. В дамбе предусматривались водопропускные сооружения и камерные шлюзы для пропуска судов.
Его проект из-за трудоемкости и дороговизны не получил Высочайшего одобрения при жизни талантливого инженера, зато спустя 150 лет лег в основу современного проекта Комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений.

01_Комплекс защитных сооружений от наводнений 03_Диспетчерский пульт - всевидящее око(Диспетчерский пульт — всевидящее око)
Техническая красота Балтики
«Техническая красота» – так отозвался о Дамбе со всеми ее сооружениями Владимир Путин, который 12 августа 2011 года официально открыл Комплекс защитных сооружений. Это 11 каменно-земляных защитных дамб, шесть водопропускных сооружений, Северные морские ворота – судопропускное сооружение С-2, предназначенное для прохода судов типа «река-море», Южные (Главные) морские ворота – судопропускное сооружение С-1, предназначенное для прохода многопалубных морских паромов и пассажирских лайнеров, сухогрузов, танкеров, кораблей ВМФ, иных крупнотоннажных судов, подводный автомобильный туннель и шесть мостов.
Мне, наверное, одному из немногих рыбинцев повезло рассмотреть Дамбу в деталях. Личному транспорту возбраняется останавливаться на ней, а гражданам запрещается самовольно разгуливать по просматриваемому видеокамерами режимному объекту. Для группы российских журналистов было сделано исключение.
Мы заезжали на Дамбу от станции Горская, со стороны Приморского шоссе. Автотрасса по гребню защитных дамб просто супер: шесть полос с проездом по автомобильному мосту над Северными морскими воротами на остров Котлин, где находится Кронштадт, через туннель под Главными морскими воротами с выездом на южный берег в районе поселка Бронка вблизи города Ломоносов. Общая протяженность Комплекса защитных сооружений –
25,4 км. Такая же протяженность проходящего по Дамбе участка Кольцевой автодороги Санкт-Петербурга. Пропускная способность автодороги составляет более 30 тыс. автомобилей в день.
При подъезде к острову Котлин я увидел автомобильный мост над Северным судоходным каналом шириной 110 метров, предназначенным для прохода судов типа «река-море» с осадкой до 5,3 м. Глубина канала – 7 метров.
Полуторакилометровый автомобильный мост из сборного железобетона на четырех вертикальных монолитных опорах с ригелями интересен еще и тем, что имеет подъемный пролет длиной 122,5 метра. Мостовой пролет над каналом может подниматься со своей обычной высоты 16 м до 25 м за две-три минуты при помощи канатных механизмов.
Поскольку мы въезжали на Дамбу с севера, то водопропускное сооружение В-6 стало первым на пути, водопропуск В-5 – вторым по счету. Всего в северной части Дамбы четыре водопропуска, в южной части – два водопропуска. Все водопропускные сооружения привлекают внимание своими диковинными башнями-кожухами. Грани башен обшиты панелями из нержавеющей стали и в течение дня меняют цвет в зависимости от освещенности.
Диспетчерский пульт – это всевидящее око водопропускного сооружения. Диспетчер на мониторе в режиме реального времени контролирует состояние затворов водопропускных каналов, перемещения воды, льда, водных обитателей.
Главная деталь водопропускных сооружений – сегментные затворы. Их можно сравнить с бульдозером с 24-метровым ковшом весом 280 — 350 тонн! На прибрежных водопропусках В-1 и В-6 по 12 циклопических «ковшей», на остальных четырех водопропусках по 10 сегментных затворов.
Сердце Дамбы – это судопропускное сооружение С-1, которое представляет собой уникальный плавучий затвор, состоящий из похожих на два корабля створок — батопортов, а также автодорожный тоннель под судоходным каналом (ширина канала – 200 м, глубина –
16 м ниже уровня Балтийского моря), инженерные сооружения, обеспечивающие функционирование тоннеля и затвора.

04_Главная вещь водопропускных сооружений – сегментные затворы 05_Автомобильный мост над Северным морским каналом 06_Батопорт - плавучий затвор Главного морского фарватера 07_Батопорт - это судно-дверь

Балтийская крепость

Все враги накатывались на берега, на которых 314 лет стоит град Петра, с запада. Оттуда же, с запада, грозит городу зловредная нагонная волна. Под воздействием шквального западного ветра она формируется в сентябре-декабре на линии Таллин – Хельсинки и после 6-часовой пробежки достигает устья Невы, подпирает ее и заставляет реку течь вспять, растекаясь по городу.
Так было на протяжении 308 лет. Больше так не будет…
Пока всё спокойно, затворы водопропускных сооружений подняты, позволяя циркулировать балтийской воде, не давая Невской губе превращаться в застойное болото. Перед лицом наводнения затворы по команде с диспетчерского пульта в течение 30 минут опускаются с помощью гидравлических цилиндров, спрятанных от посторонних глаз в элегантных башнях-кожухах. Гигантские «ковши» погружаются в воду и на глубину от 2,5 до 5 м вставляются в «замки». Бетонный наполнитель в стальных затворах позволяет им пробиваться сквозь слой льда толщиной до 600 мм.
На дне канала Северных морских ворот (судопропускные сооружения С-2) в период спокойной воды в бетонном пазу ниже уровня порога находится подъемно-опускной затвор. В случае угрозы наводнения массивная конструкция поднимается из воды с помощью 4 гидравлических цилиндров и надежно перекрывает судоходный пролет. Затвор возвышается над уровнем воды на 4,4 метра.
Зрелищно приводятся в боевую готовность судопропускные сооружения С-1. Доковые камеры, в которых находятся батопорты, заполняются водой. Затворы всплывают и начинают медленно перемещаться в пролет судоходного канала с помощью тягача, прикрепленного штангой к створке. В шутку это чудо техники с зубчатыми колёсами называют «Сапсаном».
Словно бронепоезд из песни, он стоит на запасном пути. Дадут команду — он не спеша поедет по причудливому пути, батопорты начнут движение навстречу друг другу, перекрывая Главный морской канал. Достигнув середины канала, батопорты останавливаются на расстоянии 1,5 м друг от друга. Камеры (балластные цистерны) внутри створок заполняются водой и медленно опускаются на порог (подобный принцип погружения у подводной лодки). Батопортам нужно
45 минут, чтобы перекрыть судоходный канал, и 25 минут, чтобы опуститься на порог.
Таким образом, перекрытый батопортами судоходный канал, через который следуют огромные грузовые суда и комфортабельные пассажирские лайнеры, становится надежной преградой грозным нагонным волнам, несущимся с Финского залива к Санкт-Петербургу.
Важно открыть судоходный пролет С-1 и его «брата» на С-2 в северной части КЗС через 48 часов после их закрытия. Вытекающая из Ладожского озера река Нева коротка – всего 74 км длиной, зато полноводна. Спустя двое суток, если не открыть водопропускные и судопропускные сооружения, Нева безо всякой нагонной волны организует наводнение в Питере. Но в практике питерских наводнений ни разу не было такого, чтобы напор балтийских волн на город продолжался так долго.

Александр СЫСОЕВ, Рыбинская неделя

Предыдущая статьяВ Данилове мать незаконно наказали за отказ делать прививку ребенку
Следующая статья№11 (445)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.