Домой Общество Ухабистый путь рыбинского троллейбуса

Ухабистый путь рыбинского троллейбуса

0

С 10 по 20 марта на сайте администрации Рыбинска проводился опрос горожан о востребованности общественного транспорта. Выяснялось, какой вид транспорта и почему предпочитают рыбинцы – автобус или троллейбус. В опросе участвовали 1177 человек, из них 80 процентов назвали троллейбус наиболее востребованным социальным транспортом Рыбинска. И, тем не менее, на пути рыбинского троллейбуса немало ухабов, — об этом был разговор нашего корреспондента с генеральным директором ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимиром Матросовым.

01_Итоги голосования в администрации Рыбинска по городскому транспорту

В 2016 году исполнилось 40 лет, как на улицы Рыбинска вышли первые троллейбусы. В связи с этим с декабря прошлого года по городским улицам курсирует троллейбус с юбилейной символикой – воспроизведенным художниками рисунком-победителем детского конкурса. Я увидел такой троллейбус на маршруте №1, поэтому спросил:
– Наверное, не случайно детский рисунок украсил троллейбус 1-го маршрута – ведь с этого маршрута началось движение троллейбусов в нашем городе?
– То, что вы увидели троллейбус с юбилейной символикой на 1-ом маршруте, как раз случайность. Троллейбусы не закреплены за конкретными маршрутами, а у нас сейчас пять действующих маршрутов. А когда-то наши машины ходили по восьми маршрутам. Троллейбусы маршрута №8 следовали через волжский мост на левый берег Волги, где у них было кольцо в Сосновом переулке.
– Как определяется целесообразность маршрутов?
– Троллейбусная сеть формировалась с учетом пожеланий трудящихся, чтобы обеспечить доставку людей к предприятиям, а также объектам торговли и социально-культурного назначения, к железнодорожному и автобусному вокзалам. Первый маршрут был проложен от троллейбусного управления по проспекту Серова и далее по проспекту Ленина с кольцом в Садовом переулке. Таким образом обеспечивалась доставка пассажиров к нескольким крупным промышленным предприятиям и важнейшим объектам социальной инфраструктуры Рыбинска.
Поскольку успешно работал оптико-механический завод «Призма», то в Мариевку был организован троллейбусный маршрут №6. Хорошо работали производственное объединение «Полиграфмаш» и завод «Магма». Закономерно, что были организованы троллейбусные маршруты по улицам Блюхера и Куйбышева.
В итоге центр города и густонаселенные районы, такие как Веретье, Скоморохова гора, были охвачены троллейбусным движением.
Все троллейбусные маршруты сходятся на улице Крестовой, за исключением маршрута №3, который следует по улице Герцена. В настоящее время 80 процентов маршрутов дублируются. Поэтому придумывать какие-то новые маршруты нецелесообразно с учетом специфики пассажиропотока и невыгодно с финансовой точки зрения.
– А в чем сегодня специфика пассажиропотока?
– Налицо сокращение количества пассажиров. Во-первых, за последние двадцать лет численность населения Рыбинска значительно сократилась. Значит, меньше стало и пассажиров городского общественного транспорта. Во-вторых, возросла мобильность населения. Посмотрите, сколько в городе личного автотранспорта. Третий важный момент – снижение доходов населения. Люди стараются экономить, в том числе и на поездках в городском общественном транспорте. Гонять полупустые машины вне часов пик, когда люди едут на работу и с работы, – это неразумно и неэффективно.
Расписание движения троллейбусов определяется также с учетом месячного баланса рабочего времени водителей. Поэтому график составляется также и с учетом данного показателя работы. Отсюда определенные интервалы движения троллейбусов. У кого-то из горожан эти интервалы вызывают недовольство, что порождает критику в наш адрес.

742911
– На январском совещании у главы Рыбинска было сказано, что на маршруты выходят 55 троллейбусов, но, насколько мне известно, их в составе парка предприятия больше. Вероятно, в зимний период нужно больше выпускать троллейбусов в рейсы?
– У нас сейчас в наличии 72 единицы подвижного состава. Но это не значит, что все они должны использоваться. Часть машин ставятся на плановое техническое обслуживание, часть находятся в резерве, а часть машин неисправны.
Безусловно, мы заинтересованы, чтобы неисправных машин было как можно меньше. Для этого коммунальщикам нужно заботиться о состоянии городских дорог, где много ухабов. Тогда мы меньше будем тратиться на ремонт машин. А между тем финансовая ситуация на предприятии в прошлом году ухудшилась по сравнению с 2015 годом.
– Что произошло?
– В 2016 году всех льготников перевели на транспортные карты, тогда как в 2015 году транспортными картами пользовались порядка 20 процентов льготников. Похвально, что позаботились о гражданах. Но при этом не сочли нужным учесть интересы перевозчиков. На практике вот что случилось. Льготники, которые не пользовались транспортными картами, платили наличными кондуктору 50 процентов от стоимости билета. Наличные деньги в тот же день поступали в кассу предприятия. В случае списывания денег за проезд с транспортной карты они поступают в распоряжение ГБУ «Яроблтранском», которое выполняет роль оператора, аккумулируя денежные средства транспортных организаций региона, осуществляющих пассажирские перевозки. «Яроблтранском» перечисляет нам денежные средства четыре раза в месяц.
Мы вынуждены оплачивать этой компании-посреднику 7,5 процента от суммы транзакции. При 100-процентном переводе пассажиров-льготников на транспортные карты затраты предприятия за транзакцию возросли: с 60 тысяч рублей в месяц в 2015 году до 300 тысяч рублей ежемесячно в 2016 году. В 2016 году на содержание «Яроблтранскома» мы израсходовали 2,5 миллиона рублей. И это не всё.
Полная стоимость проездного билета в троллейбусе 18 рублей, с пассажира-льготника списывается за поездку половина суммы – 9 рублей. Вторую половину нам в виде субсидии должен перечислять областной департамент транспорта. Если в 2015 году субсидия поступала к нам в следующем месяце, то в 2016 году мы ожидали субсидию три месяца. Задолженность по оплате за льготников доходила до 9 миллионов рублей.
Городской бюджет рассчитывается с нами за перевозку школьников, которые покупают льготный школьный билет. Его полная стоимость – 540 рублей, для школьника он обходится в 400 рублей, 140 рублей должен оплачивать бюджет. Но с выплатами бывают задержки.
В таких финансовых условиях, как говорится, не до жиру. Пытаемся экономить. Средняя заработная плата по Ярославской области в 2016 году составила около 37 тысяч рублей, по «Рыбинскэлектротранс» – 20 тысяч рублей.
– На совещании у главы Рыбинска была положительно отмечена работа маршрутных такси, которые в сильные морозы не выбивались из графика.
– Мелкие перевозчики, а это как раз маршрутные такси, в отличие от нас имеют небольшое количество поездок и в общем пассажиропотоке не так заметны. Они в состоянии легко подстраиваться под потребности пассажиров, меняя график движения. Они работают по тарифам, которые обеспечивают им высокую рентабельность по сравнению с перевозчиками, которые работают по регулируемому тарифу.
– Но, наверное, вы сочтете объективной критику, что троллейбусный парк нуждается в обновлении. Некоторые троллейбусы выглядят ну очень непрезентабельно.
– Троллейбусы выходили из строя в 30-градусные морозы не из-за изношенности. Сильный мороз и высокая влажность, обусловленная испарением воды в Волге, которая в городской черте не замерзает из-за работы Рыбинской ГЭС, способствуют образованию конденсата, негативно влияющего на работу электросистемы троллейбусов. Поэтому в январе возникли проблемы с выходом машин в рейсы.
Справедливости ради следует сказать, что часть троллейбусов действительно нуждаются в замене. Но взять и заменить разом старые троллейбусы на новые машины не получится опять-таки из-за отсутствия финансов.

rybinsk3
– Однажды вам все-таки удалось массово заменить старые троллейбусы.
– В 2006 году троллейбусное управление выиграло суд у Минфина РФ. Речь шла о многомиллионном долге по выплате компенсации из госбюджета за перевозку федеральных льготников. Тогда удалось существенно обновить парк: мы приобрели 20 троллейбусов, еще десять капитально отремонтировали, запустили систему навигации, заасфальтировали площадку отстоя в троллейбусном парке. За время работы в качестве частного предприятия – в 2012 году муниципальное троллейбусное управление было приватизировано и вошло в состав Вологодской холдинговой компании в качестве ОАО «Рыбинскэлектротранс» – мы приобрели 20 новых машин по кредитам и лизингу.
– Получается, что приватизация пошла во благо рыбинскому троллейбусу?
– В чем-то это была вынужденная мера, так как в тот период шла речь о том, чтобы ликвидировать троллейбусное управление. Между тем в Вологде успешно работало акционированное троллейбусное управление в составе Вологодской холдинговой компании. Ее руководитель с интересом воспринял предложение приобрести акции нашего троллейбусного управления, 100-процентным владельцем которых была городская администрация. В результате сделки купли-продажи пакета акций в бюджет Рыбинска поступили 126 миллионов рублей.

03_Матросов Владимир с Золотой колесницей
– Говорят, что у вас есть особый талисман – «Золотая колесница», которая обеспечивает троллейбусному управлению успех.
– Это не талисман, а награда за участие в Международном конкурсе среди транспортных предприятий в 2013 году. ОАО «Рыбинскэлектротранс» стало лауреатом в номинации «Национальная транспортная компания года» На Международную премию «Золотая колесница» нас номинировали Государственная Дума и Министерство транспорта РФ.
Приятно иметь такую награду. Но думать нужно не о достигнутом, а о перспективах. Замена старых троллейбусов на новые в перспективе ожидается. Но только не в этом году. До 2018 года нам нужно рассчитаться за машины, приобретенные по лизингу. Тогда и будем думать о дальнейшем обновлении троллейбусов.

Опрос, проведенный администрацией Рыбинска, показал, что пассажиры предпочитают троллейбусы за экологичность этого вида общественного транспорта, наличие большого количества низкопольных троллейбусов, меньшую стоимость проезда, наличие льготной услуги «Рыбинскэлектротранса» – студенческого проездного. Оппоненты, отдавшие предпочтение автобусам, подчеркивали мобильность автобусных маршрутов, возможность обслуживания отдаленных городских районов. Приоритет автобусному сообщению отдали 115 рыбинцев.
Официальная статистика констатирует: в 2016 году ПАТП №1 перевезло 16018 тысяч пассажиров, ОАО «РЭТ» — 12694 тысячи человек. Поскольку опрос является одним из способов сбора информации о работе транспортных предприятий города, мнение горожан будет учтено при возникновении необходимости оптимизации сети маршрутов социального общественного транспорта.

Подготовил Александр СЫСОЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.