Домой Общество Анатомия секты: беседа с рыбинским иереем

Анатомия секты: беседа с рыбинским иереем

0

Что приходит первым в голову, когда мы слышим слово «секта»? Мало кто сможет дать хотя бы одно положительное определение этому объединению людей. Как правило, секты у многих ассоциируются с опасностью и обманом. О том, как обстоит дело с сектами в Рыбинске, как не стать жертвой такой организации, «РН» выяснила у руководителя Миссионерского отдела Рыбинской епархии иерея Алексея Зорина.

За чертой правового пространства

В России мало людей, которые не слышали о такой секте, как Свидетели Иеговы.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что деятельность этой религиозной организации скоро, возможно, будет выведена за черту правового пространства. Министерство юстиции России направило 15 марта 2017 года иск в Верховный суд с требованием о признании деятельности религиозной секты «Свидетели Иеговы» экстремистской и запрете ее деятельности на всей территории страны. Иск был принят Верховным судом, и 5 апреля состоялось первое судебное заседание. 20 апреля Верховный суд запретил «Свидетелей Иеговы» в России: их информационные материалы признали экстремистскими.
В последние годы в России государство во взаимодействии с общественными организациями ведет активную борьбу с незаконной деятельностью сектантов. Те в свою очередь активно обороняются, пытаясь привлекать международную судейско-правовую систему. Так, в Москве уже закрывали общину иеговистов. Сектанты опротестовали данное решение в ЕСПЧ, который, разумеется, встал на их сторону, потребовав возобновить деятельность «Свидетелей Иеговы». В конечном итоге в 2015 году регистрация московской общины сектантов была восстановлена. Однако ненадолго.
В течение 2014-2016 годов были признаны экстремистскими местные общины «Свидетелей Иеговы» в Самаре, Абинске, Старом Осколе, Белгороде, Элисте, Орле.
В том, что власти начали столь жесткую борьбу с сектантами, нет ничего удивительного. Такого рода нетрадиционные псевдорелигиозные движения несут серьезную угрозу не только жизни и здоровью отдельных людей, подпадающих под их влияние, но и национальной безопасности в целом.

Секты бывают разные

Секты бывают разные, но их можно разделить на две большие группы — это классические обычные секты и тоталитарные.
К так называемым «классическим» сектам, возникшим относительно давно, относятся, например, баптисты. Их основное отличие от тоталитарных сект заключается в том, что каждый приверженец выбранного учения может легко вступить в ряды адептов и достаточно свободно выйти из них. Кроме того, в таких сектах практически нет деструктивности по отношению к человеку, они не несут в себе опасности для психики и здоровья, — пояснил нам отец Алексей.
С тоталитарными сектами дело обстоит совсем по-иному. Это организации, имеющие ряд признаков, зная которые можно безошибочно отличить их от любого другого религиозного течения. Эти секты часто очень искусно маскируются под традиционные для России религиозные учения. Попробуем разобраться в этом.
Во-первых, в секте, впрочем, как и в любой религии, есть свой лидер. Чаще всего это либо ныне живущий лидер, который основывает религию «под себя», либо уже умерший человек, стоявший у истоков учения, идеи которого теперь должны жить в умах и делах его последователей. Для адептов секты слово лидера или руководства основанной им организации всегда приравнивается к слову Бога, которое ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать, даже если происходит прямое беззаконие, — объяснил отец Алексей.
Стоит отметить, что в Православии, при всем уважении к предстоятелю Русской Православной Церкви, такой подход не применим. Важные решения никогда не принимаются одним человеком, для этого собирается архиерейский собор, когда весь епископат участвует в обсуждении вопросов и поиске ответов на них. При этом любой православный христианин имеет право высказать свое мнение по поводу того или иного выступления патриарха или епископа.
У всех тоталитарных сект, как правило, очень маленькая историческая память, чаще всего это лет 15-20. Очень часто они открещиваются от того, что было в их жизни ранее. И в этом нет ничего удивительного. Меняются лидеры, они же боги, вместе с этим корректировке подвергается и само учение. В христианстве же никогда не было такого, чтобы откровение Бога в разное время противоречило самому себе, — сказал отец Алексей.
Каждая секта имеет свой метод воздействия на людей, который вне ее не работает.
Например, в целом ряде так называемых харизматических организаций, которые являются самыми многочисленными в мире, принято считать: если человек получил на наших службах «исцеление от Бога» (а то, что человек исцелен, ему весьма несложно внушить), то он не может уже обращаться к врачу и пить лекарства. В противном случае из-за «неверия человека» болезнь вернется с новой силой, а «исцеление» перестает действовать. Стоит ли говорить, какими ужасными последствиями для адептов данных организаций грозит такая практика? — пояснил отец Алексей.
Еще одним ключевым отличием сект является наличие эзотерического разрыва, то есть при знакомстве с человеком (вербовке) они никогда сразу не раскрывают перед ним всю полноту своего учения. Полнота сектантского учения адепту раскрывается постепенно, в зависимости от степени посвящения и роста по так называемой «карьерной лестнице».
Сначала человека всячески пытаются затащить в секту под самыми благовидными предлогами (изучить английский, поговорить о Боге, Библии и т.д.). Вербовщики, которые встречаются вам на улице, никогда не скажут об истинных целях того, для чего они приглашают вас в свои ряды. Не расскажут вам и об организации, если прямо об этом не спросить. Учение раскрывается постепенно и дозированно и только после инициации; когда потенциальный адепт уже крепко завяз в сектантских силках, перед ним раскрывается вся полнота учения, — объяснил наш собеседник.
В Церкви же все происходит с точностью до наоборот. Перед человеком, который приходит в храм (например, на собеседование перед крещением), сразу раскрывается все то, что ему предстоит сделать, чтобы стать не просто верующим, а настоящим христианином. Ведь недостаточно просто покреститься и жить себе спокойно всю оставшуюся жизнь. Важно посещать храм, исповедоваться и причащаться и вообще подтверждать свою веру делами.
Кроме того, в любой тоталитарной секте есть деструктивный элемент, и этим они также отличаются от Православия. Например, у тех же самых Свидетелей Иеговы есть запрет на переливание крови. Даже при угрозе смерти они отказываются делать это своим попавшим в беду детям, поскольку считают, что душа человека находится именно в крови.

Секты в Рыбинске

По словам отца Алексея на территории Рыбинска существует внушительное количество сект. Это группы, которые объединяются на почве самых различных верований. Самая многочисленная группа — это харизматы (пятидесятники и неопятидесятники). Среди таких организаций можно назвать, например, «Благовест», «Дом горшечника», «Благодать» и прочие группы с псевдобиблейскими названиями.
В Рыбинске и в целом по Ярославской области много представителей Международного Общества Сознания Кришны (так называемых кришнаитов). Дело доходит до того, что они создают целые анклавы. Так, например, под Даниловом, где кришнаиты заняли практически целую деревню, соседствующим с ними жителям приходится крайне не просто.
Еще в Рыбинске имеются так называемые экологические секты («Анастасия» или «Звенящие кедры России»), адепты которых при проведении своих акций объединяются с незарегистрированным общественным движением «Сделаем!» («Мусора.Больше.Нет.»). На проводимых акциях экологического характера очень часто ведут вербовку адептов и кришнаиты. Кроме того, в нашем городе есть немало неоязыческих организаций. Вербовка в эти секты очень часто происходит в стенах спортшкол. Подростков завлекают на первый взгляд благими лозунгами (здоровый образ жизни, прославление Руси), но в основе этого лежит идея о том, что Православие – навязанная религия, которую нужно изживать, — пояснил отец Алексей.
Если подводить приблизительный итог численности людей, которые вовлечены в новые религиозные движения, то в Рыбинске самыми многочисленными являются харизматы, на втором месте Свидетели Иеговы, затем кришнаиты и неоязычники.

Сложности выхода

Выйти из тоталитарной секты значительно сложнее, чем в нее попасть. В сектоведении есть такой закон, согласно которому человека из секты вывести нельзя, он может выйти из нее только сам с Божьей помощью и по молитвам за него близких родственников.
Секты обвиняют в том, что они «промывают мозги» людям, но это не совсем так. Можно сказать о том, что в сектах создают для этого самые оптимальные условия, а человек уже занимается «самопромыванием». Сначала уничтожается критическое мышление, а затем уже ведется работа и с мировоззрением человека, — пояснил отец Алексей.
Основную группу риска по попаданию в секты составляют люди с неустоявшимся мировоззрением, которые не понимают, ради чего они живут, у которых нет прочного внутреннего стержня. Секты привлекают людей своей кажущейся простотой. Кажется, что нужно только прийти, принять правила, и человеку простятся все грехи, ему объяснят все неудачи, которые с ним произошли, он получит готовый ответ на все, только верь и делай так, как тебе говорят.
Уже давно секты переместились в интернет-пространство, где очень успешно вербуют себе новых адептов. Поэтому если у человека (особенно ребенка или подростка) вдруг резко меняется поведение, интересы, круг общения, а дома вам то и дело на глаза стали попадаться какие-то религиозные брошюрки, то вполне вероятно, что ваш близкий находится в большой духовной опасности.

Задачи Церкви

Церковь, которую все чаще обвиняют в том, что она пытается проникнуть во все сферы жизни, вовсе не ставит перед собой задачу завладеть умами людей. Ее миссия состоит в том, чтобы дать людям представление об истинной православной вере; необходимо говорить правду о себе, т.е. развеивать мифы о Православии, и о других, т.е. показывать секты такими, какие они есть на самом деле, — отметил отец Алексей.
Такая информация из уст священнослужителей очень важна, так как она может стать своеобразной профилактикой от лжеучений. Если человек стоит на пороге решения покинуть секту, то важно, чтобы то место, которое она занимала в его жизни, не осталось пустым.

Анна МИТРЯШОВА «Рыбинская неделя»

Предыдущая статьяМиротворец из Рыбинска
Следующая статьяМечта, не ставшая Мологой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.