Домой Общество Миротворец из Рыбинска

Миротворец из Рыбинска

1

Рыбинец Владимир Васин был в числе советских людей, которые вместе ликвидировали последствия чудовищной катастрофы на Чернобыльской АЭС, угрожавшей миру радиоактивным заражением. В составе миротворческой миссии он обеспечивал сохранность хрупкого мира в Приднестровье. Благодаря российским миротворцам сегодня там выросло поколение людей, не знающих ужаса братоубийственной гражданской войны на этом осколке некогда единой страны.

Пропуск в пекло

Шесть лет назад в Рыбинском музее-заповеднике состоялась выставка по случаю 25-летия аварии на Чернобыльской АЭС. В ее открытии принимали участие рыбинцы, которые ликвидировали последствия аварии на ЧАЭС в 1986-1988 годах. На выставке были представлены подлинные вещи и документы, рассказывающие о тех событиях и их участниках.
Музейная смотрительница, скучая, непроизвольно расправила складочку на белом костюме безликого манекена.
– Я в этом костюме работал на Чернобыльской АЭС, – к ней подошел солидный мужчина в форме подполковника, на широкой груди которого теснились награды и памятные знаки. – Давайте-ка проверим остаточный уровень радиации, – он включил дозиметр.
На маленьком дисплее стали кувыркаться цифры.
– Вот, – показал подполковник прибор, на экране которого замерла цифра 11 – одиннадцать микрорентген/час.
Дама вскочила, как ошпаренная, и переместилась в противоположный угол комнаты.
– Не бойтесь, сударыня, уровень радиации в четыре раза ниже допустимого, – успокоил ее подполковник.
– Да? Мне тут еще долго сидеть, вдруг я… облучусь, – смотрительница опасливо поглядывала из дальнего угла то на него, то на манекен.
– Напугал женщину, – офицер, ряд наград которого открывал орден Мужества, лишь руками развел.
Неизвестность пугает – Владимир Васин это знает, как никто другой. С 30 апреля по 7 августа 1988 года, будучи командиром войсковой части No 55118, входившей в 26-ю Кинешемскую бригаду химической защиты Московского военного округа, Владимир Васильевич участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Там он всякое повидал.
Под его началом были две роты (всего – 243 военнослужащих). Одна рота – это водители автомашин АРС-12 и АРС-14 (авторазливочные станции). Они проводили дезактивацию местности жидкими растворами. Машины смывали дорожную радиоактивную пыль перед автобусами с ликвидаторами, направлявшимися на работу в зону или из нее. Если использовалась горячая вода, то при летней жаре асфальт становился сухим и снова покрывался пылью уже через 7 минут, если холодная – через пятнадцать.
Другая рота – дозиметрическая разведка, предварявшая работы по дезактивации внутри отдельных помещений Чернобыльской АЭС. Так, после откачки радиоактивной воды под 3-м энергоблоком оказалось, что на стенах внутри кабельных линий осталось много участков с очень высоким уровнем радиации. Необходимо было вырубить в сплошном бетоне точки, на которых были высокие уровни радиации, а радиоактивный мусор вынести и захоронить в могильнике. Перед началом работ обязательно должны были пройти дозиметристы, которые измеряли уровень радиации и вычисляли объем и время работы в данный момент для каждого рабочего. Солдаты использовали кирки, кувалды, щетки-сметки, совки, вёдра с водой и особыми смывками на основе марганцовки и щавелевой кислоты. Они работали в обычной военной форме, имея из средств защиты только респираторы.
Был случай, когда солдат на третьем блоке ЧАЭС полез, куда не надо, и заблудился в лабиринтах. Он бродил в гробовой тишине среди безмолвных людей во всем белом – халатах, перчатках, бахилах. В «намордниках» — респираторах люди в белом были похожи на пришельцев. Когда через два часа «пришельцы» вывели солдатика на волю, он трясся от страха, повторяя Васину одно и то же: «Товарищ подполковник, не наказывайте, я буду самым исполнительным солдатом».
Пропуск командира батальона Васина гарантировал ему доступ «всюду», в том числе и на 4-й разрушенный энергоблок. Но даже ему, старшему помощнику начальника 1-го отделения Рыбинского городского военкомата в 1993-1997 годах, не удалось документально доказать факт работы в «пекле». Не только одежда ликвидаторов, но также их бумаги (наряды, справки и прочие документы) рано или поздно начинали «фонить». Нередко их просто уничтожали. По инструкции требовалось снять с документов копии. Но в суматохе копировали документы далеко не всегда. Таким образом, не только Владимир Васин, но и многие другие ликвидаторы лишились возможности официально доказать свою работу в зонах повышенной радиоактивности, а значит, рассчитывать на достойную компенсацию вреда, причиненного здоровью.
Владимир Васин имеет 3-ю группу инвалидности вследствие заболевания, полученного в связи с работой по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Тишина над Днестром

В начале 90-х годов Владимир Васин – преподаватель кафедры тактики в Сумском высшем артиллерийском командном училище им. М.В. Фрунзе.
Это годы становления молодых государств после крушения СССР. Украина в 1991 году получила незалежность мирно. А вот в Молдавии перестройка после обретения независимости обернулась весной-летом 1992 года перестрелками и артобстрелами с многочисленными жертвами. Русскоязычные жители Приднестровья с оружием в руках боролись против «румынизации».
Тишина над Днестром наступила в августе 92-го благодаря 14-й гвардейской армии, которой командовал генерал-майор Александр Лебедь. За соблюдением зыбкого мира следил старший военный наблюдатель в составе миротворческих сил РФ в Приднестровье Владимир Васин.
Естественно, я спросил его, видел ли он грозного генерала с мирной фамилией.
– Видел. И разговаривал с ним. Он, конечно, еще тот нахал. Но в той ситуации своей неадекватностью Лебедь прекратил военные действия.
Как-то в нарушение достигнутого перемирия из-за Днестра, с молдавской территории, по селу, расположенному на территории Приднестровья, несколько раз выстрелила пушка. По приказу генерала Лебедя два артдивизиона из гаубиц дали по три залпа по месту на правом берегу, откуда был открыт огонь по левому берегу Днестра.
– Мы, миротворцы, потом проверили это место. А что искать? Там воронка на воронке. Однако соответствующий акт о проведенной проверке мы составили.
А вот другая история.
– Танки Вооруженных Сил Республики Молдова вышли на полигон, расположенный недалеко от территории Приднестровья. Лебедю об этом доложили. Он позвонил министру обороны Молдовы и сказал: «Если ваши танки не вернутся на исходные позиции, то через четыре часа танки 14-й армии будут на улицах Кишинева». Молдавские танки вскоре покинули позицию.
– Ну, хватит о Лебеде. О себе лучше расскажите.
– А что рассказывать. Если у Ноя в ковчеге было всех по паре, то у меня в миротворческой группе всех было по трое: три офицера-россиянина, три офицера-молдаванина и три приднестровца. Если где-то возникает вооруженный конфликт, туда выезжала троица: один россиянин, один молдаванин, один приднестровец. Они составляли тройственный акт о том, кто, по их мнению, виноват в провокации, под бумагой все трое подписывались.
Насколько тревожно жилось приднестровцам, можно было судить по пробоинам на «уазике», на котором ездил Владимир Васин. Он насчитал 14 пробоин от пуль.
Там, где вездеходная машина не могла проехать, а зона контроля составляла 325 километров, миротворцы делали облет на вертолетах. По вертолетам, бывало, тоже стреляли.
— Что помогало выжить в тех условиях?
— Вера, – ответил Владимир Васин и пояснил: – Когда свистят пули, даже убежденные атеисты становятся верующими.
Так уверовал в Бога один майор. Решил принять крещение. До сих пор, вспоминая о том обряде крещения, Владимир Васильевич вроде как укоряет себя:
— Прибыли в церковь при полном вооружении. Подумали и сложили оружие перед храмом, выставив часового для охраны. Конечно, в церковь никто не мог войти. Тут мы были не правы, воспрепятствовав людям доступ в Божий храм.
— Ну а с майором-то что было?
— Все нормально – окрестили майора. Как хотите, но в нашей миротворческой группе благодаря Божьему заступничеству убитых и раненых не было.
Российские миротворцы выполнили свою задачу. Четверть века пусть худо-бедно, но мирно живут люди в Приднестровье.
Заводы работают, дети в школах учатся, в магазинах товары есть.
***
С 1997 года подполковник Владимир Васин – в запасе с правом ношения военной формы одежды.
Он награждён орденом Мужества (2000), юбилейными медалями «60 лет Вооруженных сил СССР» (1978) и «70 лет Вооруженных сил СССР» (1988), медалями «За безупречную службу» трёх степеней (1978, 1979, 1989), знаками участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В ликвидации аварии на ЧАЭС участвовали 324 жителя Рыбинска и Рыбинского района, в том числе более 250 военнослужащих запаса, 9 женщин. Большинство из них награждены грамотами войсковых частей и министерств. Правительственных наград удостоен 21 участник, в том числе орденом Мужества награждены 10 человек. Из-за болезней вследствие радиационного облучения многие чернобыльцы преждевременно ушли из жизни. Сегодня в живых – менее 200 человек.

Александр СЫСОЕВ

Предыдущая статьяЖелезная хватка рыбинских армрестлеров
Следующая статьяАнатомия секты: беседа с рыбинским иереем

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.