Недвижимость – основа благополучия человека. Вопросы распоряжения недвижимостью никогда не потеряют актуальности. В этой сфере законодательства за последнее время произошло много изменений, о них на образовательном семинаре рыбинцам рассказал Станислав Волков — руководитель Ярославского регионального отделения Ассоциации юристов России. Семинар проводился за счет средств президентского гранта в рамках социального проекта «Правовое просвещение граждан: актуальные вопросы распоряжения недвижимостью».
Новый порядок регистрации недвижимости
– С 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости, согласно которому произошло объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). В итоге был сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
В связи с этим поменялись функции органов Росреестра, которые теперь ведут Единый государственный реестр недвижимости. В нем есть все сведения об объектах недвижимости, а именно перечень объектов, их кадастровые номера, описание местоположения и основных характеристик объектов. Здесь же можно узнать, кто имеет права на недвижимость, есть ли ограничения, обременения, какова стоимость имущества. Также в этом реестре указаны все зоны с особыми условиями использования, которые предназначены для определенных целей и далеко не всегда для строительства.
Таким образом, сведения, находящиеся в ЕГРН, являются исчерпывающими и полностью проясняющими всё, что касается любого объекта недвижимости. Эти сведения предоставляются по запросу любого лица, в том числе и через Интернет.
С 1 июля 2016 года свидетельства на право собственности на недвижимость не выдаются. Взамен предоставляются равнозначные по статусу выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН.
На практике это выглядит так. Когда человек приходит за документами после осуществления сделки, то ему вместо красивого с вензелями и водяными знаками свидетельства на право собственности вручают заверенный печатью лист бумаги, где прописаны основные сведения об объекте недвижимости.
Ответственность ЕГРН
Заказать выписку из ЕГРН можно, подав соответствующее заявление в Управление Росреестра по Ярославской области или в ближайший Многофункциональный центр (МФЦ). Можно сделать запрос в электронном виде через сайт Росреестра или единый портал государственных услуг. Так документ вы получите в электронном виде. Эту информацию также можно узнать на открытом и бесплатном ресурсе «Публичная кадастровая карта РФ». (http://pkk5.rosreestr.ru/).
Органы Росреестра отвечают за сведения, содержащиеся в ЕГРН. Также ответственность предусмотрена за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав. Убытки, которые понес человек из-за ненадлежащего качества работы Росреестра, возмещаются ему полностью за счет государства.
Подготовка к сделке
Первое, что нужно сделать, чтобы не попасть впросак при сделке с недвижимостью, получить информацию об этом объекте: кто является собственником, есть ли у него право на этот объект, имеются ли обременения на данном объекте недвижимости. Все эти сведения можно получить, взяв выписку из ЕГРН.
Для сделок с земельными участками и строениями необходимо проверить градостроительный план земельного участка. Заказать его можно в департаменте имущественных и земельных отношений. Это очень важный документ, в котором указывается, что можно делать на этом участке, а что нельзя.
– Например, вы покупали участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), а оказалось, что земля расположена в зоне жилой многоэтажной застройки. Это значит, что органы местного самоуправления уже определили судьбу этого участка земли и построить индивидуальный жилой дом здесь не получится, – пояснил Станислав Волков.
При покупке квартиры важно потребовать у продавца справку об отсутствии задолженности по платежам за капремонт. Жилищный кодекс предусматривает переход долга по капремонту от предыдущего собственника к новому.
Двадцать лет спустя
Если у вас на руках документ, подтверждающий право на недвижимость, полученный до 1 января 1997 года, то можно с уверенностью сказать, что для осуществления сделки купли-продажи придется оформить кадастровый паспорт, поскольку до этого периода кадастровый учет объектов недвижимости не производился. Заказать кадастровый паспорт можно в БТИ или любой организации, имеющий лицензию на этот вид деятельности.
По словам Станислава Волкова, при покупке недвижимости лучше отдать предпочтение безналичному способу расчетов, т.е. перечислению средств со счета покупателя на счет продавца. Платежное поручение будет железным доказательством факта оплаты на конкретную сумму.
Без нотариуса не обойтись
На сегодняшний день для создания дополнительной гарантии чистоты сделок были расширены полномочия нотариусов.
Теперь обязательному нотариальному удостоверению подлежат:
– сделки с долями в недвижимом имуществе. Теперь участие нотариуса необходимо не только при продаже, но и при дарении или мене доли,
– сделки с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним или опекаемым лицам (недееспособным). Нотариус в этом случае выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов людей, нуждающихся в дополнительной правовой защите,
– сделки по приобретению жилых помещений с использованием материнского капитала и оформление их в общую долевую собственность детей и родителей,
– соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака.
В целях удобства у нотариусов можно проверить подлинность доверенности, выданной, например, в другом регионе. Теперь можно пользоваться услугами любого нотариуса там, где это вам удобно. Например, покупая квартиру в Ярославле, можно оформить договор у рыбинского нотариуса. Нотариусы делают все необходимые электронные запросы, устанавливают равнозначность электронного и бумажного документов. Также имеется возможность воспользоваться нотариальным депозитом при расчетах по сделке. Он имеет дополнительную защиту, и в случае отзыва лицензии у банка деньги возвращаются владельцу в первую очередь.
Повысилась ответственность нотариусов. Все убытки, понесенные по его вине, возмещаются в полном объеме. Нотариусы обязаны страховать гражданскую ответственность на 5 млн. рублей, также нотариальная палата субъекта РФ обязана застраховать каждого нотариуса на сумму не менее 500 000 рублей. С 1 января начнет также работать компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который будет возмещать ущерб, если не хватило денег страховки нотариуса, нотариальной палаты.
Приватизация и расприватизация
Гражданин один раз в жизни может воспользоваться правом бесплатной приватизации государственного и муниципального жилья, в котором он проживает по договору социального найма. Несовершеннолетние также могут воспользоваться этим правом с согласия всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения лиц. При этом они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию после достижения ими возраста 18 лет.
Ограничение срока бесплатной приватизации отменено Федеральным законом от 22.02. 2017 года № 14-ФЗ. Так что бесплатная приватизация жилых помещений является бессрочной.
Стоит помнить, что нельзя приватизировать жилые помещения, которые находятся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения.
– Не все граждане, приватизировавшие квартиры, могут нести бремя содержания имущества. В этом случае предусмотрена процедура расприватизации. Органы местного самоуправления обязаны принять в собственность и заключить договор социального найма с теми гражданами, кто хочет снять с себя бремя собственника. При этом данные помещения должны быть свободны от обязательств и являться единственным местом проживания данного человека, – объяснил Станислав Волков.
Станислав Федорович призвал всех, у кого есть такая необходимость, обращаться за бесплатной юридической помощью по тел. 8 (4852) 98-12-88.
Анна Митряшова