Домой Здоровье Знаковая личность рыбинской педиатрии

Знаковая личность рыбинской педиатрии

0

Есть личности, которые не просто наполняют энергией дело, которым занимаются, но и создают огромный задел для тех, кто будет идти следом за ними. Рыбинская медицина и, в частности, педиатрия связаны с именем Александра Тарасова. На протяжении большей части своей жизни он лечил детей, был главврачом городской детской больницы.
3 июля Александр Феоктистович отметит свой 80-й день рождения. О том, каким был его путь после клятвы Гиппократа, он нам рассказал сам, а дополнили его рассказ те, кому посчастливилось работать вместе с ним.
Жизненный путь пролег из века в век
Его жизнь – это целая эпоха, затронувшая два века, в которых было всё: война, восстановление страны, жизнь в огромной стране под названием СССР, а затем в России с ее новыми реалиями. При общении с Александром Феоктистовичем сразу чувствуешь пора-зительную цельность его личности, энергию, которую он сохранил, несмотря на возраст.
В нем восхищают исключительная цепкость ума, память, тонкий юмор и, конечно, азартное отношение к жизни. Это азарт делать всё на совесть, а не ради личной выгоды.
Жизнь Александра Тарасова тесно сплетена с Рыбинском. Здесь он родился, учился в школе, где встретил свою будущую жену, сюда же волею судьбы он вернулся после окончания учебы в Москве.

Выбрал дорогу по себе
– На свет я появился в 1937 году, когда маме было уже 37 лет, а отцу больше пятидесяти. Я был единственным ребенком в семье, любимым чадом своих родителей. Военные времена запомнились постоянным голодом, отец приносил с работы одну картофелину, которую отдавали мне, что ели родители, я не знаю. Их любовь ко мне была безграничной. Они очень хотели, чтобы я стал строителем и пошел по стопам отца, тем самым не покидая отчий дом. Но после недолгого освоения этой профессии я точно понял, что она не для меня. Я твердо решил стать врачом, – вспоминает Александр Феоктистович.
В 1961 году Александр Тарасов окончил 2-й Московский государственный медицинский институт ордена Ленина имени Сталина (сегодня это учебное заведение носит имя
Н.И. Пирогова).
– Учеба у нас была очень вольная с точки зрения общения с преподавателями, среди которых были настоящие светила медицины в разных областях. Но с системой медицинского образования, которая существовала тогда, мало что может сравниться сегодня. Мы изучали человеческое тело не по макетам и резиновым манекенам, слушали биение живого сердца в груди, учились по совокупности признаков определять патологию, – рассказал Александр Тарасов.
Сейчас, когда мы постоянно слышим о том, что российским детям нужна помощь врачей из клиник Германии, Израиля, Америки и других стран, то стоит сказать, что в этих странах работают специалисты, которые получили образование в нашей стране.
Студенческие годы нашего собеседника были насыщены множеством встреч с интересными людьми, предложениями пойти в аспирантуру и связать свою жизнь с наукой, но Александр Феоктистович выбрал практику и не ошибся.
Помогать людям, видимо, предначертано ему свыше. Будучи студентом, чтобы помочь другу собрать деньги на свадебный костюм, он стал донором костного мозга для тяжело больной девушки. Процедура эта очень болезненная и мало кто на нее решается, но Александр Феоктистович не привык долго думать, когда дело касается помощи человеку. Он просто берет и делает это без заявок на подвиг.

Больше, чем врач
По распределению первым местом работы Александра Тарасова стал Рыбинский район. Он попал  в Огарковскую участковую больницу, где работал врачом-педиатром и одновременно главврачом. На нем лежали все организационно-лечебные мероприятия в больнице, обслуживание местного населения, хозяйственные обязанности для поддержания работы медицинского учреждения. На тот момент он был еще молодым человеком, но, тем не менее, взялся за работу основательно и со свойственной молодости энергией.
– Больше всего трудностей создавала административная работа, а также поддержание нормальной обстановки в коллективе. А коллектив был женский, состоял из сельчанок, не обремененных образованием. Подчас приходилось быть настоящим громоотводом, – рассказывает Александр Феоктистович.
Эти годы он вспоминает с улыбкой.
С первых лет своей профессиональной деятельности Тарасов был не просто доктором, но и незаурядным организатором многих начинаний, а впоследствии вдумчивым и чутким руководителем, о котором бывшие коллеги отзываются с особой теплотой и уважением.

Врач на вес золота
Не прошло и трех лет, как Александра Феоктистовича, который прекрасно зарекомендовал себя в Рыбинском районе, пригласили работать в Рыбинск.
– 17 июня 1964 года я был принят на работу в городскую детскую больницу в качестве участкового врача-педиатра. Заявление мне подписала Вера Александровна Пятницкая. В тот же день я приступил к своим обязанностям. Я проработал полгода на этой должности, а затем Вера Александровна направила меня в Ленинград учиться на невролога. С 1965 года к специализации педиатр присоединилась еще и неврологическая составляющая. В то время я был единственным детским неврологом в городе, – рассказал наш собеседник.
А девять лет спустя Александр Феоктистович уже получит высшую категорию врача-невролога, и именно в это время его назначили главным врачом Рыбинской городской детской больницы.
Это назначение пошло исключительно на пользу медицинскому учреждению и всем его сотрудникам. Он старался делать максимально возможное для развития и улучшения детской больницы.

Как отец родной
– Люди, которым посчастливилось работать вместе с Александром Тарасовым, говорят о нем так: «При должной строгости для нас он был как родной отец». Он интересовался не только рабочими моментами, но и по-человечески беспокоился за каждого сотрудника. Он знал всех по имени-отчеству, был в курсе памятных дат своих работников. Главным его качеством всегда оставалось неравнодушие. До сих пор его авторитет как врача незыблем, и многие бывшие коллеги и их взрослые дети часто обращаются к нему за советом, когда дело касается здоровья их детей и внуков, – рассказала одна из его бывших коллег.

Показательный случай
Золотая формула строгого, но справедливого руководителя, выведенная давно, никогда не потеряет ценности. Александр Феоктистович всегда умел убедить людей сделать то, что нужно. Ведь речь шла о здоровье детей, и здесь просто недопустимо было проявлять малодушие и расхлябанность.
Очень показательной была история, случившаяся однажды зимой, когда заболели врачи и многие из медперсонала, а нужно было ухаживать за детьми.
– Мы были тогда еще совсем молоденькими медицинскими сестрами, только начинающими свою профессиональную деятельность, но в тот момент от нас требовалось работать по максимуму. Александр Феоктистович всегда умел найти подход к человеку, объяснить, попросить, воодушевить. Конечно, это был нелегкий период времени. Приходилось дежурить из ночи в ночь, оставаться на дневные смены. Кроме того, с детьми всегда работать намного сложнее, чем со взрослыми.  А когда наступил час расчета заработной платы за этот период времени, бухгалтерия оказалась в ступоре от того, что мы выработали такое количество часов, которое сильно зашкаливало за пределы обычного времени. Встал вопрос, как нам оплатить эти труды. Здесь Александр Феоктистович проявил себя как справедливый начальник и твердо сказал, чтобы нам оплатили все до последней копейки за отработанное время. Это люди помнят до сих пор, – рассказала Татьяна Сергеевна Хныкина, которая проработала медсестрой в детской больнице около 30 лет.

Школа профессионального роста
Молодые специалисты, которые начинали работать под началом Александра Тарасова, получили отличную прививку правильного отношения к делу.
В детской больнице во времена Александра Феоктистовича никогда не было дискриминации, молодежь не сидела без дела. Наоборот, молодые кадры всегда привлекали к работе, молодых врачей учили, в хорошем смысле слова опекали, давая при этом профессионально расти и набираться опыта.
– Помню, когда выдавались совместные дежурства с Александром Феоктистовичем, он всегда разговаривал с нами о том, как правильно относиться к жизни, к делу, которым ты занимаешься, к здоровью детей. Это не были нотации или поучения, это была закалка и прививка на всю жизнь. Нигде больше, ни на одном другом месте работы этого не повторилось, – вспоминает Ирина Владимировна Букарева, которая начинала свою медицинскую деятельность под его руководством.

Дела, дела…
Когда Александр Феоктистович приступил к своим обязанностям в должности главного врача детской больницы, в ее состав входили стационар на 125 коек, три детские поликлиники и молочная кухня. Но этого было явно недостаточно для обслуживания детского населения Рыбинска. Александр Тарасов, понимая это, начал проводить огромную работу, чтобы убедить как областной, так и городской отделы здравоохранения в необходимости строительства дополнительного количества детских поликлиник, которые были необходимы городу. Важно было приближать оказание медицинской помощи на места, ведь Рыбинск на тот момент бурно разрастался, появлялись новые районы.
– Условия были крайне стесненными как в двухэтажном стационаре, который находился на улице Бородулина, так и в поликлиниках, которые располагались тогда только на улицах  Куйбышева с филиалом в поселке Копаево, на Гагарина, на Чкалова.
Я начал ходить везде, чтобы добиться расширения этих пространств. Первое, что получилось сделать, это расширить лечебную базу за счет отданных детских яслей на улице Герцена, 48а. Там организовали стационар с кухней, и стало на время немного легче, – вспоминает Александр Тарасов.
Благодаря Александру Феоктистовичу были построены раздаточные пункты молочной кухни, которые затем сменили свое назначение и стали поликлиниками, как это произошло на Слипе, или аптеками в районе оптико-механического завода «Призма». Строительство поликлиники № 5 на Скомороховой горе тоже было начато нашим собеседником.
Дальше началось строительство третьего этажа стационара, для этого потребовалось вновь начать хождение по инстанциям. Александру Феоктистовичу в кратчайшие сроки немыслимыми усилиями удалось собрать необходимые документы для того, чтобы это осуществилось. Все удалось, и через 4 месяца третий этаж появился.
Но и на этом Александр Феоктистович не собирался ставить точку. Приспособленные помещения были не тем, что требовалось для полноценной организации оказания детям медицинской помощи.

Новое здание детской больницы
Был дан старт строительству нового здания городской детской больницы на улице Чкалова, где и по нынешний день находится стационар, в котором лечат детей.
– Я пошел лично к Павлу Федоровичу Дерунову, который после нашей беседы дал согласие на строительство при условии, что будут расселены жильцы деревянного старого дома, стоящего на месте будущей больницы. Дом расселили, снесли. На стройке появились рабочие, техника, сделали канализацию, взяли типовой проект на 120 коек, согласовали. А потом всё «заморозили» на два года по причине того, что вопросы выделения финансирования свыше 1 млн. рублей решались не на местном уровне, а на уровне Совета министров РСФСР, – вспоминает Александр Тарасов.
Строительством больницы занималось строительное управление моторостроительного завода, и за это время в канализационную трубу, которая предназначалась исключительно для детской больницы, уже врезались канализационные отводы двух многоэтажных домов, которые строились этим же строительным управлением, что впоследствии крайне негативно сказалось на всей жизнедеятельности больницы и привело к массе проблем. Дополнительно возникали сложности с плоской крышей
– Я знал всё до мелочей в этой больнице, и когда настало время приемки объекта, то обнаружилось множество недоделок. Я не подписал документ, позволяющий ввести объект в эксплуатацию, понимая, что эти недостатки могут и не устранить, –  объяснил Александр Феоктистович.
Давление на него тогда оказывали нешуточное, но он был бескомпромиссен.
– Я написал письмо Павлу Федоровичу Дерунову, где изложил всю ситуацию как есть. Мы пытались через прессу показать эту проблему. Недостатки всё же устранили, – твердо, как и тогда, заявил Александр Тарасов.
Такая стойкая позиция и несгибаемость перед бюрократами и чиновниками стоила Александру Феоктистовичу руководящей должности. Когда больница была построена в 1985 году, Александр Феоктистович покинул пост главного врача. Сделал он это по собственному желанию.

Ближе к медицине
После того как Александр Феоктистович ушел с должности главного врача, он стал неврологом отделения патологии новорожденных, которое сам и открывал в детской больнице.
– Одно счастье работать, когда ты избавлен от всех хозяйственных хлопот. Ты полностью погружен в любимое дело. Нам удалось добиться показателей детской смертности на уровне 11 промилле, чего никогда раньше не было. Это был результат, которым можно гордиться, – вспоминает Александр Тарасов.

Пример на все времена
У каждого времени свои герои, но есть такие люди, личные и профессиональные  качества которых никогда не утратят своей ценности. Добра, сделанного Александром Тарасовым, хватит, чтобы его имя не сходило с уст людей долгие годы.
От себя же скажем, что на примерах таких людей, как Александр Тарасов, нужно воспитывать современную молодежь.

Александр Феоктистович Тарасов 03

Анна МИТРЯШОВА

Предыдущая статьяВысший пилотаж над Рыбинском
Следующая статьяДождь рыбинскому Автозвуку не помеха — фото, видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.