Домой История Как создавали Рыбинск-сад

Как создавали Рыбинск-сад

0

История градостроительных проектов Рыбинска всегда привлекала внимание краеведов. Одним из лучших изданий на эту тему является книга-альбом «Рыбинск. Градостроительство и архитектура» (2011 год), подготовленная кандидатом искусствоведения Сергеем Овсянниковым. Помимо основных вех и генпланов развития города, основное внимание там уделяется архитектурным стилям, определяющим внешний облик города.

Первый регулярный план застройки Рыбинска был утвержден императрицей Екатериной II в январе 1784 года. Однако город развивался не только по плану, но и стихийно. От классицизма эпохи Росси до модерна XX столетия – дистанция огромного размера. В советское время проходил постепенный и зачастую противоречивый процесс расширения города. Интересные данные на эту тему содержатся и в документах рыбинского архива.

Планов громадье

В сентябре 1935 года после доклада начальника Волгостроя Я.Д. Раппопорта о предстоящем строительстве Рыбинского гидроузла, пленум Рыбинского горсовета решил переработать имевшийся проект планировки города. В постановлении пленума намечалась крупная реконструкция всей городской транспортной системы, включая переработку проекта Рыбинского порта, разработку плана реконструкции верфи имени Володарского, строительство новых верфей, постройку железнодорожной линии Углич-Рыбинск-Данилов с использованием плотин гидроузла, а также строительство железнодорожной линии Овинище — Рыбинск. Было принято решение просить Волгострой предусмотреть в проекте гидроузла постройку подъездной железнодорожной линии от Рыбинска через плотину на Волге и Шексне с последующим использованием ее для трамвайного пригородного сообщения.

В июне 1936 года президиум Рыбинского горсовета обязал строительные организации проводить жилищное строительство в центре города лишь в виде капитальных каменных зданий не ниже 4-х этажей, с обязательным устройством водопровода и канализации.

Разработка схемы генерального проекта города была поручена архитектурно-планировочной мастерской Горкомхоза. Согласно изменениям, внесенным в марте 1937 года, генплан города должен был включать максимальное развитие Западного района, как «основного массива будущего города», за счет сокращения до минимума  застройки в междуречье Коровки и Черемухи, а также промышленной зоны в западном секторе. Как резервный жилой массив рассматривался район кожевенного завода, который надлежало вывести за пределы города.

В этот период была запланирована также организация площади у завода «Полиграфмаш» и намечена планировка заводского жилищного массива. Намечалось также строительство жилого квартала завода катеростроения. Частный сектор было решено разместить в Заволжском, Копаевском и (временно) – Западном районе. Все вопросы планировки должны были увязываться со строительством гидросооружений.

Для связи левобережья с правобережьем планировалось строительство моста через Волгу. Район Волжской набережной рассматривался как «будущее лицо города» и «центральная его часть» с размещением там административных и общественных зданий.

На этом направлении предполагалось организовать три площади: у собора, на перекрестке улицы Луначарского и проспекта Ленина и у моторостроительного завода имени Павлова. Все эти мероприятия должны были способствовать «вытягиванию» города вдоль Волги и развитию его в западном направлении, за которое выступал не только президиум Горсовета, но и бюро местного горкома партии.

Определенные изменения планировалось провести в уже существующей части города. Так, улицу Ленина предполагалось расширить до 35 метров, а улицу Герцена – до 50 метров. Последняя при этом должна была стать «основной внутригородской транзитной магистралью».

В 1 – 1,5 километрах от границ города проектировалось строительство кольцевой дороги.

Делу время и потехе – час

Особое внимание было уделено зонам отдыха горожан. Для этого планировалось создать несколько парков: на стрелке Шексны и Волги, в левобережье возле педагогического техникума, в Западном районе, в междуречье Черемухи и Коровки, в Копаево и у судоверфи им.Володарского.

Центральным должен был стать парк на левом берегу Шексны, а парк на стрелке Волги и Шексны было решено рассматривать как загородный лесопарк с расположением в нем домов отдыха и дач. Временно функции центрального парка должен был выполнять парк имени Кустова, где проектировался также стадион.

Основным видом транспорта должен был стать трамвай, подсобным – автобус и, возможно, троллейбус.

Предполагалось и широкое обсуждение проекта планировки города на секциях горсовета, в трудовых коллективах и газете «Рыбинская правда».

Проект Потапова-Семенова

29 марта 1937 года президиум Горсовета рассмотрел эскиз генпроекта города и вынес решение по докладу автора – молодого архитектора В.Потапова. Этим проектом занимался также его коллега А.Савидов. А общее руководство проектом планировки Рыбинска осуществлял автор нового генплана Москвы образца 1935 года известный архитектор В.Н. Семенов.

Проект содержал концептуальные положения о перспективах развития города, главным направлением которого должно было стать массовое строительство в западном районе, что было обусловлено «стремлением приблизить население к Волге». Архитектурным стилем проекта был модный тогда конструктивизм, который в сочетании с размахом архитектурных замыслов авторов должен был придать Рыбинску вид помпезного пролетарского мегаполиса с ограничением до минимума исторической части застройки.

К сожалению для авангардистов и к счастью для консерваторов этот план так и не был осуществлен. Хотя отдельные положения предшествующих ему решений все же легли в концепцию будущего развития города. Это, прежде всего развитие его в западном направлении, сохранение оазиса в междуречье Коровки и Черемухи, строительство жилых массивов в районе Полиграфмаша и катерозавода.

Жирная запятая в развитии города

В дальнейшем в Генплан города вносились различные дополнения и изменения. Так, в августе-сентябре 1937 года было принято окончательное решение о размещении складского хозяйства города в районе товарной станции, там же – элеватора и порта, а также о необходимости обращения в Наркомат путей сообщения для реконструкции железнодорожного узла. Предусматривалась более широкая реконструкция кварталов в центре города. В 1938 году был разработан жилой квартал катерозавода.

В октябре 1938 года новая схема генерального проекта планировки города в связи со строительством гидроузла и согласно экспертному заключению Госплана предусматривала рост городского населения до 300 тысяч человек…

Однако все эти замыслы, по большей части, так и остались на бумаге. Несмотря на масштабность и более чем троекратный прирост городского населения к началу войны по сравнению с 1936 годом, жилой фонд города за период 1934– 1941 годов практически не увеличился. А война вообще поставила в этом вопросе жирную запятую.

Иван Кочуев, член Совета Рыбинского отделения ВОООПИиК

Материал подготовлен с использованием документов Рыбинского филиала госархива Ярославской области

На снимке: Дом культуры «Авиатор» — один из характерных примеров конструктивизма в архитектуре 30-х годов прошлого века

Предыдущая статьяРыбинским родителям на заметку: если ребенок остался дома один
Следующая статьяПожар на Набережной Космонавтов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.