История градостроительных проектов Рыбинска всегда привлекала внимание краеведов. Одним из лучших изданий на эту тему является книга-альбом «Рыбинск. Градостроительство и архитектура» (2011 год), подготовленная кандидатом искусствоведения Сергеем Овсянниковым. Помимо основных вех и генпланов развития города, основное внимание там уделяется архитектурным стилям, определяющим внешний облик города.
Первый регулярный план застройки Рыбинска был утвержден императрицей Екатериной II в январе 1784 года. Однако город развивался не только по плану, но и стихийно. От классицизма эпохи Росси до модерна XX столетия – дистанция огромного размера. В советское время проходил постепенный и зачастую противоречивый процесс расширения города. Интересные данные на эту тему содержатся и в документах рыбинского архива.
Планов громадье
В сентябре 1935 года после доклада начальника Волгостроя Я.Д. Раппопорта о предстоящем строительстве Рыбинского гидроузла, пленум Рыбинского горсовета решил переработать имевшийся проект планировки города. В постановлении пленума намечалась крупная реконструкция всей городской транспортной системы, включая переработку проекта Рыбинского порта, разработку плана реконструкции верфи имени Володарского, строительство новых верфей, постройку железнодорожной линии Углич-Рыбинск-Данилов с использованием плотин гидроузла, а также строительство железнодорожной линии Овинище — Рыбинск. Было принято решение просить Волгострой предусмотреть в проекте гидроузла постройку подъездной железнодорожной линии от Рыбинска через плотину на Волге и Шексне с последующим использованием ее для трамвайного пригородного сообщения.
В июне 1936 года президиум Рыбинского горсовета обязал строительные организации проводить жилищное строительство в центре города лишь в виде капитальных каменных зданий не ниже 4-х этажей, с обязательным устройством водопровода и канализации.
Разработка схемы генерального проекта города была поручена архитектурно-планировочной мастерской Горкомхоза. Согласно изменениям, внесенным в марте 1937 года, генплан города должен был включать максимальное развитие Западного района, как «основного массива будущего города», за счет сокращения до минимума застройки в междуречье Коровки и Черемухи, а также промышленной зоны в западном секторе. Как резервный жилой массив рассматривался район кожевенного завода, который надлежало вывести за пределы города.
В этот период была запланирована также организация площади у завода «Полиграфмаш» и намечена планировка заводского жилищного массива. Намечалось также строительство жилого квартала завода катеростроения. Частный сектор было решено разместить в Заволжском, Копаевском и (временно) – Западном районе. Все вопросы планировки должны были увязываться со строительством гидросооружений.
Для связи левобережья с правобережьем планировалось строительство моста через Волгу. Район Волжской набережной рассматривался как «будущее лицо города» и «центральная его часть» с размещением там административных и общественных зданий.
На этом направлении предполагалось организовать три площади: у собора, на перекрестке улицы Луначарского и проспекта Ленина и у моторостроительного завода имени Павлова. Все эти мероприятия должны были способствовать «вытягиванию» города вдоль Волги и развитию его в западном направлении, за которое выступал не только президиум Горсовета, но и бюро местного горкома партии.
Определенные изменения планировалось провести в уже существующей части города. Так, улицу Ленина предполагалось расширить до 35 метров, а улицу Герцена – до 50 метров. Последняя при этом должна была стать «основной внутригородской транзитной магистралью».
В 1 – 1,5 километрах от границ города проектировалось строительство кольцевой дороги.
Делу время и потехе – час
Особое внимание было уделено зонам отдыха горожан. Для этого планировалось создать несколько парков: на стрелке Шексны и Волги, в левобережье возле педагогического техникума, в Западном районе, в междуречье Черемухи и Коровки, в Копаево и у судоверфи им.Володарского.
Центральным должен был стать парк на левом берегу Шексны, а парк на стрелке Волги и Шексны было решено рассматривать как загородный лесопарк с расположением в нем домов отдыха и дач. Временно функции центрального парка должен был выполнять парк имени Кустова, где проектировался также стадион.
Основным видом транспорта должен был стать трамвай, подсобным – автобус и, возможно, троллейбус.
Предполагалось и широкое обсуждение проекта планировки города на секциях горсовета, в трудовых коллективах и газете «Рыбинская правда».
Проект Потапова-Семенова
29 марта 1937 года президиум Горсовета рассмотрел эскиз генпроекта города и вынес решение по докладу автора – молодого архитектора В.Потапова. Этим проектом занимался также его коллега А.Савидов. А общее руководство проектом планировки Рыбинска осуществлял автор нового генплана Москвы образца 1935 года известный архитектор В.Н. Семенов.
Проект содержал концептуальные положения о перспективах развития города, главным направлением которого должно было стать массовое строительство в западном районе, что было обусловлено «стремлением приблизить население к Волге». Архитектурным стилем проекта был модный тогда конструктивизм, который в сочетании с размахом архитектурных замыслов авторов должен был придать Рыбинску вид помпезного пролетарского мегаполиса с ограничением до минимума исторической части застройки.
К сожалению для авангардистов и к счастью для консерваторов этот план так и не был осуществлен. Хотя отдельные положения предшествующих ему решений все же легли в концепцию будущего развития города. Это, прежде всего развитие его в западном направлении, сохранение оазиса в междуречье Коровки и Черемухи, строительство жилых массивов в районе Полиграфмаша и катерозавода.
Жирная запятая в развитии города
В дальнейшем в Генплан города вносились различные дополнения и изменения. Так, в августе-сентябре 1937 года было принято окончательное решение о размещении складского хозяйства города в районе товарной станции, там же – элеватора и порта, а также о необходимости обращения в Наркомат путей сообщения для реконструкции железнодорожного узла. Предусматривалась более широкая реконструкция кварталов в центре города. В 1938 году был разработан жилой квартал катерозавода.
В октябре 1938 года новая схема генерального проекта планировки города в связи со строительством гидроузла и согласно экспертному заключению Госплана предусматривала рост городского населения до 300 тысяч человек…
Однако все эти замыслы, по большей части, так и остались на бумаге. Несмотря на масштабность и более чем троекратный прирост городского населения к началу войны по сравнению с 1936 годом, жилой фонд города за период 1934– 1941 годов практически не увеличился. А война вообще поставила в этом вопросе жирную запятую.
Иван Кочуев, член Совета Рыбинского отделения ВОООПИиК
Материал подготовлен с использованием документов Рыбинского филиала госархива Ярославской области
На снимке: Дом культуры «Авиатор» — один из характерных примеров конструктивизма в архитектуре 30-х годов прошлого века