4 ноября журналист «Рыбинской недели» Александр Сысоев вернулся из пресс-тура по Беларуси, который был организован Постоянным Комитетом Союзного государства, Национальным пресс-центром Республики Беларусь при участии Минского облисполкома и АРС-ПРЕСС. В течение четырех дней около 30 российских журналистов получали честные ответы на актуальные вопросы сотрудничества Минской области с регионами России, а напоследок ознакомились с достопримечательностями Полоцка – древнего и прекрасного города на белорусской земле, ровесника Ростова Великого на Ярославщине.
Белорусские сябры встречали нас хлебосольно. Семь раз одетые в национальные костюмы девушки-красавицы с песнями и улыбками преподносили нам караваи на рушниках.
Первый каравай мы приняли 31 октября в первый день визита в Беларусь. На границе Минской области нас встретил Андрей Янчевский – 37-летний председатель Слуцкого райисполкома, который, заняв этот пост без малого четыре года назад, стал самым молодым руководителем органов исполнительной власти республики. Он сопроводил нас в Слуцк, перешагнувший в 2016 году через 900-летний рубеж. Сегодня старинный город славится не только своей историей, но и экономическим потенциалом.
Гордость Слуцка – Республиканское унитарное предприятие художественных промыслов «Слуцкие пояса». В 2014 году там успешно восстановлена технология ткачества уникальных поясов, считавшихся в XVIII — XIX веков признаком благородного происхождения и благосостояния владельцев.
Сейчас на предприятии ежемесячно производится 8 поясов с использованием золотых нитей. Приобрести слуцкий пояс стоимостью 1000 – 3000 долларов США не каждому по карману. Поэтому их ткут на заказ. Один из первых слуцких поясов, изготовленных по старинной технологии на современном ткацком оборудовании с программным обеспечением, был подарен Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко и хранится во Дворце Независимости в Минске.
Основной же продукцией предприятия являются куклы, салфетки, скатерти, покрывала, одеяла, национальные костюмы, а также рушники с национальным орнаментом, вроде того, на котором российским журналистам преподнесли второй каравай.
В магазинах и на рынках Рыбинска белорусские сыры стали обыденностью, в том числе и твердые сыры, произведенные на Слуцком сыродельном комбинате. По предприятию журналистов водил сам генеральный директор Анатолий Стацко. Показал вырезанный лазером на головке сыра «Пошехонский» фирменный знак SL – он гарантирует, что сыр произведен именно на ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
Кстати, сыр «Пошехонский», рецептура которого была разработана в Ярославской области на ныне несуществующем Пошехонском сырзаводе, один из ведущих в линейке производимых в Слуцке твердых сыров, наряду с «Российским» и «Костромским». В память о Маршале Советского Союза Георгии Жукове, который командовал освобождавшим Белоруссию от гитлеровских оккупантов 1-м Белорусским фронтом, на предприятии производится сыр «Маршал».
Запах этого сыра, приобретенного в фирменном магазине комбината, замечательно сочетался с ароматом каравая, преподнесенного нам при встрече слуцкими сыроделами.
Чтобы посетить Слуцкий государственный колледж, основной поставщик кадров сыродельного комбината, надо было только дорогу перейти. В прочем выпускники колледжа успешно работают и на других молочных и пищевых предприятиях Беларуси.
Догадайтесь с одного раза, что российским журналистам поднесли на второй день пресс-тура при посещении «Жодинского хлебозавода» — филиала ОАО «Борисовхлебпром». Правильно, испеченный там же каравай. Всего на предприятии выпекают почти 100 видов хлебной продукции и около 200 видов кондитерских изделий, включая сувенирные пряники в форме самосвала БелАЗ.
Белорусский автомобильный завод, где производится почти треть используемых в мире карьерных самосвалов, находится в Жодино. Этот небольшой городок и есть тот самый золотник, который мал, но дорог для Белоруссии, ибо БелАЗ – это ее могучее сердце.
Осматривая, разинув от удивления рот, 28 оригинальных фонарей на жодинской «Аллее фонарей» и памятник первому БелАЗу рядом с предприятием, я чуть было не пропустил мимо рта пятый каравай. Но, признаюсь, меня оторопь взяла, когда вместе с коллегами-журналистами я увидел новинку предприятия – БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн.
На память об этой поездке нам подарили по сувенирному БелАЗу-двадцатипятитоннику. Он легко умещается на ладони. На площадке возле водительской кабины БелАЗа-рекордсмена (он включен в Книгу рекордов Гиннеса по грузоподъемности и объему кузова) легко уместились около 30 российских журналистов.
По словам заместителя генерального директора концерна Станислава Якубовича, попробовать себя в роли водителя гигантского, высотой с трёхэтажный дом, самосвала и погонять на нём по специальному полигону может каждый. В управлении он достаточно прост, а стоит удовольствие – 200 долларов США за 10 минут драйва.
В агрогородке Алесино нам тоже каравай вручали, а следом одарили корзиной, наполненной румяными наливными яблоками – плодами местного производства.
Встреча с председателем Минского облисполкома Анатолием Исаченко в Школе искусств города Смолевичи обошлась без каравая. Да и не до него было, слушая интересного человека. Несмотря на то, что он занимает этот пост немногим более трёх месяцев, Анатолий Михайлович держался твердо, отвечая на самые каверзные вопросы об инвестициях, о ЖКХ, о местах в детских сада. Особенно ему доставалось от брянского журналиста, поскольку Анатолий Исаченко родом брянский.
Третий день пресс-тура начался с поездки на транспорте будущего для России, который в Минске уже стал днем настоящим – это я говорю об электробусе производства холдинга «Белкоммунмаш». С мая 2017 года на улицах Минска заработал первый в СНГ электробусный маршрут. Даже по сравнению с троллейбусами, которые являются основной продукцией предприятия, экономия электроэнергии составила 14 %, а затраты на эксплуатацию снизились на 3,8 %.
Особенность белорусского электробуса состоит в том, что в отличие от европейских и китайских аналогов, электричество в его силовые установки поступает не из аккумуляторных батарей, а из суперконденсаторов. Средняя длина маршрута электробуса варьируется от 12 до 16 км. На одной зарядке он проходит 20 км. Время его зарядки от 35% до 95 % составляет 6 минут. Пока водитель на конечной станции (она же – зарядная станция) отдыхает и пьёт кофе или чай, его машина заряжается энергией на новый пробег.
Последний, седьмой каравай, мы вкушали в Полоцке, который упоминается в «Летописи временных лет» под 862 годом.
В этом городе, который является колыбелью белорусской государственности и географическим центром Европы, мы убедились, что не хлебом единым жив человек.
Пищей для души стало пребывание в Музее белорусского книгопечатания, где хранятся первые книги, выпущенные в 1517 – 1518 гг. Франциском Скориной на старорусском (вернее – на церковнославянском) языке, органная зарисовка в Софийском соборе, который стоит на каменном основании XII века, посещение Полоцкого госуниверситета, который разместился в зданиях бывшего иезуитского коллегиума, и Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
Вкус белорусских караваев мы будем помнить долго. Надолго запомнится уведенное и услышанное в синеокой республике, которая четверть века живет и развивается на основе государственного регулирования экономики и патриотического воспитания граждан без дефолтов и майданов.
Александр СЫСОЕВ
Фото автора