Много лет, с момента появления ЕГЭ, ГИА и ОГЭ, по стране разносятся недовольные возгласы родителей, учителей и самих школьников. Экспертные мнения и кухонные споры не смогли изменить самого факта проверки знаний выпускников таким способом. Его удобство и универсальность перечёркивают в глазах авторов все недостатки. Но время показало, что подрастающее поколение в большинстве своём, например, всё больше склоняется к интернет-сленгу и прочим заменителям великого и могучего. Стало очевидно – русский язык не укладывается в узкие рамки тестов.
Скучная для молодёжи литературная речь всё чаще заменяется в диалогах аналогами, где вместо привычного «спасибо» прочтёшь «сябки», а вместо нормального слова «девушка» стало в порядке вещей употреблять неизведанное русским подросткам доселе и будто бы жаргонное «тянка». Специалисты, да и просто хоть немного образованные люди, отмечают, что скоро мы перестанем понимать наших детей. Могут ли они свободно связать слова в предложения, а их — в текст? Попросите 14-летнего среднего ученика общеобразовательной школы вкратце передать то, что хотела сказать Татьяна в своём письме Онегину: в половине случаев ответ начнётся со слов «ну как бы…ээээ». Скорее всего, этим и закончится.
Министерство образования несколько лет назад пришло к тому, чтобы ввести устный экзамен по русскому для выпускников-девятиклассников. Он должен стать первой ступенью к ГИА и допуском к нему. Сначала, по традиции, стали готовиться к апробации. Первые шаги осуществили ещё в октябре 2016-го в Московской области, Татарстане и Чеченской республике. Тогда проверили полторы тысячи школьников, сообщал журнал «Стандарты образования». В сентябре 2017-го в проект пригласили уже 6 тысяч учеников из 21 региона России, но эти результаты не повлияют на их допуск к аттестации в 2018-м.
Проходило испытание таким образом: ученик читал текст вслух, пересказывал его, затем в форме монолога рассуждал на одну из тем, после этого беседовал с экзаменатором. Время на подготовку к каждому этапу – одна минута. На каждого девятиклассника выделяют всего 15 минут. В этом году все тексты были о выдающихся россиянах: читали, например, о Гагарине, Пирогове, докторе Лизе. Рассказать предлагали о самом ярком походе или экскурсии, либо описать увиденное на предложенном фото. Альтернативой была тема «Всегда ли нужно следовать моде?». Авторы заданий также составили опорные вопросы.
В Болтинской школе Рыбинского района испытания по родной речи начнутся только в феврале. Ученица 9 класса, которая предпочла не озвучивать своего имени в публикации, переживает, справится ли с заданиями:
— Многое мне в нем [экзамене] нравится, но есть отрицательные стороны — несколько заданий. И это впервые у нас: очень страшно, но интересно. Пусть проводят, но просто пробный.
Маша Хробыстова недавно тоже училась в этой школе, а сейчас готовится к экзамену не в Рыбинске:
— Мне кажется, что устный экзамен по русскому языку – это, с одной стороны, хорошо. Но лично мне не нравится то, что нам про него сказали совсем недавно. Была информация, что мы должны будем сдавать его в этот понедельник. Но, к счастью, экзамен перенесли на февраль. Устный экзамен — это хороший повод проверить умения учеников ставить свою речь, что им несомненно пригодится в будущем. С другой стороны, лично для меня, это в несколько раз больше волнения и стрессов.
20-го ноября проходит вторая волна масштабной апробации. Оценивают технические особенности проведения экзамена. В третий раз учеников всех девятых классов страны устно протестируют зимой. После этого подведут итоги. Но уже понятно, что введение проверки навыков спонтанной речи неизбежно и необходимо.
Людмила Ершова