В Рыбинске с 1946 по 1960 год с пятилетним перерывом из-за ареста и заключения в лагерь жила и работала Анна Тимерёва – любимая женщина адмирала Александра Колчака.
В конце 50-х годов в Рыбинском драматическом театре работала бутафором пожилая статная дама. Ей было за 60 лет. Но она сумела сохранить шарм. Ее делали привлекательной темно-русые с проседью волосы, дугообразные брови, тонкие губы, прямой подбородок, яркие живые глаза.
Все удивлялись ее умению превратить простые вещи в совершенство. Роскошные резные золоченые рамы для портретов она делала с помощью пропитанных клейстером газет, покрытых бронзовым порошком. В одном из спектаклей интерьер украшала громадная ваза, которая в свете прожекторов сияла алмазами. А ведь ваза была сделана из проволочек и кусочков консервных банок.
Случалось, ей давали крошечные роли, главным образом, интеллигентных старушек. В спектакле «Анна Каренина», который с успехом шел в театре, она удивительно естественна была в роли княгини Мягкой. Анне Васильевне Книпер не нужно было играть аристократку. Она была дворянкой по происхождению.
В театре никто не знал ее тайны. Зато в здании из красного кирпича на улице Дзержинского (там располагалось городское управление госбезопасности) знали, что театральный бутафор с изящными манерами Анна Книпер, урожденная Сафонова, по первому мужу Тимерёва – была гражданской женой злейшего врага Советской власти, так называемого Верховного правителя России в годы Гражданской войны, адмирала Колчака.
Александр и Анна познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе, куда перевели по службе ее мужа, капитана I ранга Сергея Тимирёва. Ей было 22 года, Колчаку – 41. У каждого – своя семья, дети. Она первой призналась ему: «Я сказала, что люблю его». И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: «Я не говорил вам, что люблю вас. Я вас больше чем люблю».
Между первой и последней встречей – пять лет на фоне войн и революций. Их встречи были краткими, разлуки – долгими. У них был роман в письмах, в которых обращались друг к другу по имени-отчеству. И лишь однажды в письме Анна Васильевна назвала его не Александром Васильевичем, а Сашенькой.
В ноябре 1918 года Александр Колчак в качестве Верховного правителя России возглавил борьбу с большевиками от Тихого океана до Волги.
С этого времени Анна, оставив мужа и сына, была рядом с адмиралом. Работала переводчицей, шила белье в мастерской, раздавала пищу больным и раненым воинам. После потери города Омска – сибирской ставки Колчака, она последовала за любимым в неизвестность. Они вместе ехали в чехословацком эшелоне до Иркутска, где вчерашние союзники предали Колчака, передав его красным. Анна Тимерёва «самоарестовалась» вместе с ним в январе 1920 года.
Колчак перед гибелью написал ей записку: «Дорогая голубка моя. Спасибо за твою ласку и заботу обо мне…Я волнуюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвование».
Его расстреляли 7 февраля 1920 года, труп спустили в прорубь на реке Ангаре.
Жизнь ее любимого прекратилась, а для нее началась жизнь, наполненная лишениями.
Тимерёву после расстрела Колчака освободили из тюрьмы. Но уже в мае 1921 года вновь арестовали. Всего она провела в тюрьмах, лагерях и ссылках 34 года жизни.
В 1938 году был арестован и расстрелян ее сын от первого брака Владимир Тимерёв. В 1942 году умер от сердечного приступа, не выдержав травли жены, ее второй муж, инженер Всеволод Книпер, за которого она вышла замуж в 1922 году.
После войны Анна Книпер-Тимерёва обрела свободу. Но она была поражена в правах и не могла жить в крупных городах.
В декабре 1946 года Анна Васильевна поселилась в Щербакове (Рыбинск в 1946 – 1957 гг.). Устроилась работать бутафором в драматический театр.
21 декабря 1949 года за ней пришли сотрудники МГБ. Она была арестована как «повторница» без предъявления нового обвинения. Десять месяцев провела в тюрьме в Ярославле и в октябре 1950 года без решения суда была отправлена в город Енисейск.
После смерти Сталина последовала массовая амнистия заключенных – и в 1954 году Анна Книпер-Тимерёва вернулась в Щербаков.
В нашем городе у нее появились друзья. И среди них директор городского музея Эмилия Стужина и музейный работник Нина Иванова, у которой Тимерева одно время жила. Бывая в музее, она восхищалась его коллекцией, особенно вещами из дворянских усадеб.
В марте 1960 года ее полностью реабилитировали, и она уехала в Москву. Группа мастеров искусства через Минкульт СССР выхлопотала для дочери всемирно известного музыканта Василия Сафонова пенсию – 45 рублей, а также они помогли ей с работой на киностудии «Мосфильм».
В ходе съемок фильма «Война и мир» режиссер Сергей Бондарчук взял Анну Тимерёву консультантом по дворянскому этикету и снял в массовке в сцене первого бала Наташи Ростовой. В свою очередь Анна Тимерева рекомендовала помощнику режиссера Н.А. Апарину использовать экспонаты Рыбинского городского музея для воспроизведения дворянского быта в фильме. Для съемок были отобраны из музейной коллекции 44 предмета – бра, подсвечники, канделябры, мебель, живописные портреты, настольные скульптуры и часы. Они использованы для декорации кабинета старого князя Болконского в имении «Лысые Горы».
Тимерёва умерла 31 января 1975 года, пережив Колчака на 55 лет. Похоронена на Ваганьковском кладбище.