Домой Знаете ли Вы... Знаете ли вы, что у рыбинского вокзала есть питерский братец

Знаете ли вы, что у рыбинского вокзала есть питерский братец

1

25 ноября 2014 года в Рыбинске под звуки духового оркестра был торжественно открыт после реставрации железнодорожный вокзал – одна из достопримечательностей нашего города. Его исторический облик сегодня соответствует авторскому оригиналу. Реконструкция позволила совместить железнодорожный вокзал с автовокзалом и благоустроить привокзальную площадь.

Говорят, что Рыбинск – Петербурга уголок. Наш железнодорожный вокзал – тому подтверждение. Его автор Сима Минаш в качестве гражданского инженера участвовал в сооружении здания Витебского (Царскосельского) вокзала в Санкт-Петербурге, построенного в 1904 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая лепнину, множество малых архитектурных форм и обилие металла – кованые решетки, витые чугунные лестницы и т.д. Вокзал изначально был богато художественно украшен.

Этот же подход Сима Минаш уже в качестве архитектора проявил при строительстве железнодорожного вокзала, который открылся в Рыбинске в 1905 году. До этого поезда принимал деревянный вокзал работы архитектора К.К. Рахау с похожим на теремок центральным зданием с часами. В начале ХХ века этот вокзал сгорел.

Витебский вокзал в Петербурге — братец вокзала в Рыбинске

Как и в ансамбле Царскосельского вокзала в Питере, доминантой вокзального здания, построенного в Рыбинске по проекту архитектора С.И. Минаша, стала высокая башня с часами, имеющая эффектный живописный силуэт. При окраске был использован тот же желтовато-сероватый цвет. В качестве декора и там и здесь использованы античные мотивы и рельефы хищных птиц. Вот и получается, что столичный Витебский и провинциальный рыбинский железнодорожные вокзалы, пусть не близнецы, но все-таки братья.

Здание железнодорожного вокзала на протяжении целого столетия являлось парадным подъездом Рыбинска. Но со временем, рассыпаясь на глазах у горожан и гостей, оно стало позором города. Его пытались реставрировать в 90-е годы прошлого века. Но лучше бы этого не делали. Увлеклись восточными мотивами, исказив, к возмущению краеведов и архитекторов, оригинальный замысел автора.

О реконструкции рыбинского вокзала ярославский губернатор Анатолий Лисицын и начальник «Северной железной дороги» – филиала ОАО «РЖД» Василий Билоха договорились в мае 2005 года. Но минуло шесть лет, прежде чем договоренность получила реальное воплощение. А пока суд да дело, в качестве альтернативы с осени 2008 года билетные кассы и зал ожидания размещались в производственно-бытовом корпусе дирекции по обслуживанию пассажиров – до завершения реконструкции исторического здания вокзала.

Начало работ по реконструкции ускорило письмо депутатов Муниципального Совета Рыбинска, которое было направлено в июне 2010 года президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину. В ходе состоявшегося летом того же года визита в Ярославль Владимир Якунин подтвердил обязательства «Российских железных дорог» в отношении железнодорожного вокзала в Рыбинске.

В ноябре 2011 года между правительством Ярославской области, администрацией Рыбинска и ОАО «РЖД» было подписано трехстороннее соглашение по реконструкции рыбинского вокзала с общей суммой затрат 500 млн. рублей. Но в ходе восстановительных работ, а они включили в себя также реконструкцию привокзальной площади за счет средств городского бюджета, было потрачено свыше 1 млрд. рублей: около 904 млн. на здание вокзала и свыше 112 млн. рублей – на привокзальную площадь.

Не зря миллиард потратили. Здорово получилось – шик, блеск, красота! Архитектор Сима Минаш был бы доволен. А чтобы он был доволен, постаралась Наталья Гончарова – архитектор-реставратор I категории, под контролем которой проходили все этапы реконструкции памятника гражданской архитектуры.

Заново сооружен дебаркадер, о красоте которого можно судить по старым фотографиям. В 60-е годы в связи с заменой паровозов на тепловозы, более габаритные по высоте, дебаркадер железнодорожного вокзала разобрали. Кстати, в 1991 году крытый перрон был временно восстановлен во время съемок в Рыбинске режиссером Марленом Хуциевым эпизодов художественного фильма «Бесконечность».

Пассажирам крытый перрон по душе, так как он защищает от снега и дождя. Новацией стали железнодорожные кассы в зале ожидания и туалет в цокольном этаже, смонтированы пандусы и тактильная разметка для инвалидов. Вместо привокзального ресторана в левом крыле здания теперь автовокзал с залом ожидания и билетными кассами. Оттуда автономный выход к перрону для посадки в автобусы.

Мемориальных досок на фасадах поубавилось. Памятная доска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинских железнодорожников осталась, а доски в память о рыбинских революционерах и о визите в 1935 году в Рыбинск всесоюзного старосты М.И. Калинина не восстановили. Святыней железнодорожного вокзала стала икона Николая Чудотворца, который, помимо всего прочего, является покровителем путников.

Александр Сысоев, фото автора

Предыдущая статьяРыба-ТВ. Выпуск №25
Следующая статьяПитаться по уму: продуктовые антагонисты

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.