Сегодня, 24 апреля, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора, иерей Андрей Рыков рассказал рыбинских журналистам о планах восстановления утраченных в прошлом веке настенных росписей главного храма Рыбинска.
12 июня 2007 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл при большом стечении народа освятил три престола Спасо-Преображенского кафедрального собора и провел богослужение в храме.
А три года спустя православной жемчужине Верхневолжья искусный мастер- уроженец Рыбинска, занимавшийся иконописью в Суздале, восстановил утраченную настенную роспись на фасаде.
Он достоверно воссоздал по сохранившимся старинным фотографиям святые образы. Над главным входом – Бог-Саваоф, по обе стороны от него Владимирская икона Божьей Матери и Казанская икона Божьей Матери, апостолы Андрей, Яков, Филипп и Варфоломей. По правую руку от входа в храм изображен Господь Иисус Христос, по левую руку – Пресвятая Богородица.
Спустя одиннадцать лет после полного архиерейского освящения собора в его внутреннем убранстве по-прежнему отсутствуют росписи, которые оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
«Я был в земном раю. Не знаю, сподобит ли меня Господь быть в раю небесном?… Я был в Рыбинском соборе», – так отозвался об увиденном архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), который посетил Спасо-Преображенский кафедральный собор в 1881 году.
Безусловно, сильную роль в столь благостном восприятии сыграли фрески собора, выполненные артелью палехских мастеров-иконописцев известного в XIX веке подрядчика Николая Софонова. Деятельность Палехской иконописной мастерской Софоновых была тесно связана возобновлением росписей древнейших и наиболее чтимых русских храмов – храма Святой Софии в Великом Новгороде, Владимирского Успенского собора, Благовещенского собора и Грановитой палаты Московского Кремля, Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря под Новгородом, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Троицкого и Успенского соборов Троице-Сергиевой Лавры и многих других.
«В первую очередь ради воссоздания того, чем обладал храм до печальных событий столетней давности, был учрежден «Фонд содействия восстановлению и сохранению Спасо-Преображенского собора», – отметил настоятель главного храма Рыбинска, иерей Андрей Рыков, – и далее конкретизировал: «Главная задача – это воссоздание росписи, которая была в соборе».
Рыбинская епархия берет на себя проведение историко-культурного исследования с целью установить, какими были росписи в храме. Но на этапе воссоздания росписи необходимо объединение усилий духовенства и неравнодушных мирян. Судите сами: только площадь росписи главного купола составляла около 800 квадратных метров.
Первый этап предусматривает создание эскизов фресок, и только после этого можно будет приступить ко второму этапу – собственно говоря, проведению росписи храма.
Необходимые документы, позволяющие функционировать «Фонду содействия восстановлению и сохранению Спасо-Преображенского собора», были получены 23 апреля.
— Чтобы Фонд мог заниматься своей деятельностью, в том числе сбором средств, будет создан попечительский совет. Его первое собрание пройдет в ближайшее время, — сообщил иерей Андрей Рыков.
Александр СЫСОЕВ
Фото автора