Летом этого года «Мать-Волга» отметит юбилей – ей исполнится 65 лет. Однако годы не властны над монументальной красотой русской женщины, ставшей олицетворением великой реки и с позапрошлого года символом Рыбинска. А ведь могло статься, что сегодня гостей, прибывающих в наш город со стороны Рыбинского водохранилища, встречали всемирно известные «Рабочий и колхозница».
25 мая 1937 года в Париже открылась Международная выставка, которая стала символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений почти 50 стран мира. По данным советской печати за полгода работы выставки павильон СССР посетили около 20 млн. человек. Советский павильон собрал 270 наград. из них: 95 гран-при, 70 золотых медалей, 40 серебряных, 6 бронзовых и больше полусотни дипломов. И этот триумф во многом обеспечила стальная пара – «Рабочий и колхозница», олицетворявшие достижения индустриализации и сельского хозяйства в нашей стране.
Скульптор Вера Мухина подобрала подходящее место, где установить стальных триумфаторов Парижской выставки – на Рыбинском гидроузле, перед средней шлюзовой башней. Эскизы мухинской пары перед рыбинскими шлюзами были опубликованы в журнале «Большая Волга» в 1939 году.
Но возведение Рыбинского гидроузла еще не было завершено. Поэтому временное пристанище «Рабочий и колхозница» получили возле ВДНХ. О том, что их там установили временно, свидетельствовал постамент, несоизмеримый по размеру с 15-метровыми колоссами из нержавеющей стали. Сама Мухина называла этот постамент «пеньком». Но на этом «пеньке» они простояли шесть с половиной десятилетий, став со временем брендом киностудии «Мосфильм». С декабря 2009 года обновленные после ремонта «Рабочий и колхозница» навсегда заняли достойное место возле ВВЦ на 34-метровом постаменте, который является частичной копией постамента-павильона СССР на Парижской выставке 1937 года.
Добраться до Рыбинска всемирно известным «Рабочему и колхознице» помешала война. После войны на повестке дня было восстановление разрушенного народного хозяйства. И лишь в начале 50-х годов на государственном уровне вернулись к идее увековечить трудовой подвиг создателей Рыбинского водохранилища и грандиозных сооружений Рыбинского гидроузла.
Эту задачу воплотил в жизнь московский скульптор Сергей Шапошников.
Побывав в 1950 году на месте и увидев грандиозность гидросооружений, оценив рельеф местности, Сергей Шапошников решительно отказался устанавливать статую в запроектированном месте, где она превращалась в декоративное украшение шлюзов. Забраковал он и образ нимфы с кувшином. Сурового чекиста возле женской статуи Сергей Шапошников тоже забраковал. Он создал десятки эскизов, прежде чем выстрадал нужный образ, связанный с великой рекой, способный эмоционально воздействовать на тех, кто его видит. Его помощницей в творческих исканиях была жена, тоже скульптор, Вера Малашкина, которая стала соавтором памятника «Мать-Волга» в Рыбинске.
Сергей Дмитриевич предложил поставить скульптуру не на площадке-подиуме перед средней шлюзовой башней, а в самом начале дамбы, выступающей более чем на километр в рукотворное море. Архитектурную задачу выполнил его соавтор Н. Донских. Возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов «Мать-Волга» зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. Государственная комиссия предложенный им проект утвердила.
Создавалась «Мать-Волга» так…
Двухметровую модель скульптуры распилили на фрагменты толщиной в пять сантиметров. На фанере были вычерчены контуры каждого фрагмента с пятикратным увеличением. На дамбе, на месте будущего памятника, была сооружена башня, в которую заключили до поры до времени и статую, и высокий пьедестал для нее.
Фанерные листы складывали в обратном порядке, фиксируя деревянными брусками, благодаря которым между фрагментами получались зазоры в 25 сантиметров. Словно игрушку — конструктор собрали 11-метровую деревянную статую. Ее обмазали гипсом, потом на гипсовую скульптуру надели гипсовый же кожух. Через постамент из огромной формы выбрали все дерево и гипс статуи. В образовавшейся пустоте был сварен армированный «скелет».
Наступила напряженная пора изготовления железобетонного тела «Волги». Только на изготовление простертой вперед руки понадобилось 16 тонн бетона. Сергей Дмитриевич, пренебрегая уютом, жил тут же, на дамбе, в небольшом домике.
И вот летом 1953 года освобожденная от деревянного кожуха «Мать-Волга» – величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом, решительным рисунком губ, взглянула в морскую даль с 28-метровой высоты. И с тех пор, она не перестает вызвать восхищения у тех, кто ее видит.
К своему 60-летию «Мать-Волга» помолодела. В ходе реконструкции, проведенной в рамках федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», было очищено от грязи покрытие скульптуры, восстановлены утраченные фрагменты бетона с помощью цементной смесью со специальными добавками, отремонтирован постамент, приведены в порядок все элементы барельефа.
В октябре 2016 года в ходе интернет-голосования на сайте администрации Рыбинска из множества предложенных достопримечательностей нашего города символом Рыбинска была признана «Мать-Волга».
Александр СЫСОЕВ
Использованы фото автора и архивные фотодокументы