Весной 2010 года, в преддверии 65-летия Победы, мемориальный комплекс «Огонь Славы» на Волжской набережной в Рыбинске дополнили самоходка ИСУ-152 и 37-миллиметровая зенитная пушка, которая защищала рыбинское небо в 1941 – 1943 годах.
Зенитное орудие, которое предоставило для мемориала командование расквартированной в Рыбинске воинской части № 41686, – имеет славную историю. Зенитку изготовили в 1939 году, а летом 1941 года она заступила на боевое дежурство в дивизионе ПВО, готовая в любой момент послать снаряд во вражеского стервятника.
Впервые немецкий самолет-разведчик появился над Рыбинском в августе 1941 года. Он покружил, высматривая с высоты расположенные на земле объекты, и улетел. Вновь вражеские самолеты, а на этот раз это были бомбардировщики, появились над нашим городом в октябре 41-го года.
Бомбежки шли тремя волнами: октябрь-декабрь 1941 года, апрель-июнь 1942 года и март-май 1943 года. Наиболее разрушительными были налеты немецкой авиации 4 февраля 1942 года, когда был нанесен ночной удар по нефтебазе и 26-му заводу (ныне ПАО «ОДК — Сатурн»), а также в марте и мае 1943 года.
Зенитчицы (артрасчеты формировались в основном из девушек) не позволяли вражеской авиации бесчинствовать в рыбинском небе. Многим стервятникам досталось от их меткого огня. А последние выстрелы были произведены по врагу, и возможно из этой зенитки, которая установлена на постаменте слева от «Вечного огня», 26 мая 1943 года.
Справа от неугасимого пламени на постаменте замерла 46-тонная самоходная артиллерийская установка ИСУ-152.
Могучие боевые машины, которых было изготовлено 3242 единицы или десятикратно меньше, чем знаменитых танков Т-34, выпускались на Кировском заводе в Челябинске с ноября 1943 года на базе тяжелого танка «Иосиф Сталин» или сокращенно ИС. Индекс 152 означает калибр пушки-гаубицы, дальность выстрела которой прямой наводкой составляла 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы – 13 км.
Крупнокалиберные снаряды крушили мощные доты и дзоты, сравнивали с землей траншеи. Самоходка ИСУ-152 успешно боролась с немецкими танками «Пантера» и «Тигр», за что получила прозвище «Зверобой». Его лобовая броня толщиной 90 мм была не по зубам фашистскому бронированному «зверью».
В 2010 году мне довелось поговорить с человеком, который всё досконально знал о «Зверобое», потому что в годы войны видел его в бою, а сам управлял его младшим «собратом».
Виктор Павлович Боровков в свои 85 лет смотрелся соколом. О том, каким он был в 19 лет, свидетельствовал орден Отечественной войны – награда за бои в Белоруссии в ходе операции «Багратион», в 20 лет он был награждён медалью «За отвагу» – за форсирование Одера. Виктор Боровков закончил войну в мае 1945 года в Германии в городе Ростоке на берегу Балтийского моря.
А воевал он наводчиком самоходной артиллерийской установки СУ-76:
– Конечно, если сравнивать нашу самоходку СУ-76, на которой я воевал, с самоходкой, которая установлена как памятник, то разница получается огромная. У нас было 76-миллиметровое орудие, у нее – 152-миллиметровое. Против ее снаряда хваленый «Тигр» не мог выстоять. У нас механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, боевое отделение, где находились боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались сзади. В самоходке ИСУ-152 экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления, двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Там был дизельный двигатель, а наш двигатель работал на авиационном бензине. Наших самоходок, как мне помнится, было изготовлено больше 14 тысяч, а ИСУ-152 чуть ли не в 5 раз меньше. Но мы свое дело тоже туго знали – лупили врага от души!
Данный экземпляр самоходки ИСУ-152, изготовленный в 1944 году, был обнаружен в Подмосковье бойцами Фонда поисковых отрядов при Минобороны РФ. Скорее всего, ее путь пролегал по странам Европы, а в послевоенные годы машина использовалась на подмосковном военном полигоне во время стрельб в качестве мишени.
В реконструкции самоходки участвовали работники двух рыбинских предприятий – ОАО «Сатурн – Газовые турбины» и ООО «Верфь братьев Нобель». На финальном этапе работники ОАО «Сатурн – Газовые турбины» оснастили машину недостающими деталями и узлами, заварили пробоины от снарядов в борту, покрасили ее в зеленый цвет, характерный для военной техники 40-х годов, воспроизвели красную звезду и бортовой номер.
В мае прошлого года в канун 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне работники АО «Русская механика» в рамках шефской помощи обновили краску на самоходной установке ИСУ-152 и зенитном орудием возле мемориала «Огонь Славы».
Александр СЫСОЕВ
Фото автора