Домой Общество Знаете ли вы, как у «Огня Славы» появились зенитка и «Зверобой»?

Знаете ли вы, как у «Огня Славы» появились зенитка и «Зверобой»?

0

Весной 2010 года, в преддверии 65-летия Победы, мемориальный комплекс «Огонь Славы» на Волжской набережной в Рыбинске дополнили самоходка ИСУ-152 и 37-миллиметровая зенитная пушка, которая защищала рыбинское небо в 1941 – 1943 годах.

Зенитное орудие, которое предоставило для мемориала командование расквартированной в Рыбинске воинской части № 41686, – имеет славную историю. Зенитку изготовили в 1939 году, а летом 1941 года она заступила на боевое дежурство в дивизионе ПВО, готовая в любой момент послать снаряд во вражеского стервятника.

Впервые немецкий самолет-разведчик появился над Рыбинском в августе 1941 года. Он покружил, высматривая с высоты расположенные на земле объекты, и улетел. Вновь вражеские самолеты, а на этот раз это были бомбардировщики, появились над нашим городом в октябре 41-го года.

 

Бомбежки шли тремя волнами: октябрь-декабрь 1941 года, апрель-июнь 1942 года и март-май 1943 года. Наиболее разрушительными были налеты немецкой авиации 4 февраля 1942 года, когда был нанесен ночной удар по нефтебазе и 26-му заводу (ныне ПАО «ОДК — Сатурн»), а также в марте и мае 1943 года.

Зенитчицы (артрасчеты формировались в основном из девушек) не позволяли вражеской авиации бесчинствовать в рыбинском небе. Многим стервятникам досталось от их меткого огня. А последние выстрелы были произведены по врагу, и возможно из этой зенитки, которая установлена на постаменте слева от «Вечного огня», 26 мая 1943 года.

Справа от неугасимого пламени на постаменте замерла 46-тонная самоходная артиллерийская установка ИСУ-152.

Могучие боевые машины, которых было изготовлено 3242 единицы или десятикратно меньше, чем знаменитых танков Т-34, выпускались на Кировском заводе в Челябинске с ноября 1943 года на базе тяжелого танка «Иосиф Сталин» или сокращенно ИС. Индекс 152 означает калибр пушки-гаубицы, дальность выстрела которой прямой наводкой составляла 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы – 13 км. 

Крупнокалиберные снаряды крушили мощные доты и дзоты, сравнивали с землей траншеи. Самоходка ИСУ-152 успешно боролась с немецкими танками «Пантера» и «Тигр», за что получила прозвище «Зверобой». Его лобовая броня толщиной 90 мм была не по зубам фашистскому бронированному «зверью».

В 2010 году мне довелось поговорить с человеком, который всё досконально знал о «Зверобое», потому что в годы войны видел его в бою, а сам управлял его младшим «собратом».

Виктор Павлович Боровков в свои 85 лет смотрелся соколом. О том, каким он был в 19 лет, свидетельствовал орден Отечественной войны – награда за бои в Белоруссии в ходе операции «Багратион», в 20 лет он был награждён медалью «За отвагу» – за форсирование Одера. Виктор Боровков закончил войну в мае 1945 года в Германии в городе Ростоке на берегу Балтийского моря.

А воевал он наводчиком самоходной артиллерийской установки СУ-76:

– Конечно, если сравнивать нашу самоходку СУ-76, на которой я воевал, с самоходкой, которая установлена как памятник, то разница получается огромная. У нас было 76-миллиметровое орудие, у нее – 152-миллиметровое. Против ее снаряда хваленый «Тигр» не мог выстоять. У нас механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, боевое отделение, где находились боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались сзади. В самоходке ИСУ-152 экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления, двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Там был дизельный двигатель, а наш двигатель работал на авиационном бензине. Наших самоходок, как мне помнится, было изготовлено больше 14 тысяч, а ИСУ-152 чуть ли не в 5 раз меньше. Но мы свое дело тоже туго знали – лупили врага от души!

Данный экземпляр самоходки ИСУ-152, изготовленный в 1944 году, был обнаружен в Подмосковье бойцами Фонда поисковых отрядов при Минобороны РФ. Скорее всего, ее путь пролегал по странам Европы, а в послевоенные годы машина использовалась на подмосковном военном полигоне во время стрельб в качестве мишени.

В реконструкции самоходки участвовали работники двух рыбинских предприятий – ОАО «Сатурн – Газовые турбины» и ООО «Верфь братьев Нобель». На финальном этапе работники ОАО «Сатурн – Газовые турбины» оснастили машину недостающими деталями и узлами, заварили пробоины от снарядов в борту, покрасили ее в зеленый цвет, характерный для военной техники 40-х годов, воспроизвели красную звезду и бортовой номер.

В мае прошлого года в канун 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне работники АО «Русская механика» в рамках шефской помощи обновили краску на самоходной установке ИСУ-152 и зенитном орудием возле мемориала «Огонь Славы».

Александр СЫСОЕВ

Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.