В этом году рыбинский речной вокзал-дебаркадер отметил бы 60 лет. Увы, не получится. Единственный на всей Волге плавучий вокзал, который был красой и туристическим брендом нашего города, сгорел из-за человеческой безалаберности, во многом лишив Рыбинск туристической привлекательности.
Словно на параде, в навигацию выстраивались в волжских городах, от Калинина до Астрахани, роскошные речные вокзалы с длинной корпуса 65 метров. Все они родом из Городца. Там же, на Городецкой судоверфи, в 1958 году был построен наш рыбинский дебаркадер ДЖ-18 проекта 818. С первого до последнего дня своей жизни он нес службу в Рыбинске в качестве плавучей пристани.
Впервые я сошел с «Метеора» на его деревянную палубу в 1981 году. Дебаркадер тогда стоял напротив Лоцманской биржи, где были кассы по продаже билетов на речные суда. В здании Новой хлебной биржи тогда располагалась городская больница №2 имени Н.И. Пирогова. С конца 80-х годов и до навигации 2007 года речники устанавливали дебаркадер за Волжским мостом.
Изначально рыбинский дебаркадер был многофункциональным речным вокзалом. На нижнем ярусе располагались причал, зал ожидания с билетной кассой и магазин по продаже сувениров, диспетчерский пункт и пункт водной милиции, туалет. Второй этаж использовался под популярный ресторан «Поплавок».
Шло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года.
Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным.
Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар.
Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги на сооружение в Рыбинске современного причала.
Но вышло иначе.
Первый глава города Рыбинска Евгений Сдвижков в 2006 году распорядился принять дебаркадер от речников в муниципальную собственность. Он здраво рассудил, что него же Рыбинску без речного вокзала – это же заманиха для туристов!
19 марта 2007 года городская администрация подписала контракт с ООО «Рыбинская ЭРБ флота» о выполнении комплекса работ по ремонту дебаркадера, установке его на место, монтажу понтона, переходного мостика и аппарели. Срок выполнения ремонтных работ – до 25 мая.
За год до «золотого юбилея» капитально отремонтированный дебаркадер вновь занял место напротив Лоцманской биржи. Сам являясь достопримечательностью, он гармонично смотрелся на фоне Старой и Новой хлебных бирж, памятника Бурлаку и смотровой площадки со скульптурой поэта Льва Ошанина. С дебаркадера начиналась туристическая тропа в исторический Рыбинск.
При главе Рыбинска Юрии Ласточкине (2009 — 2013 гг.) речной вокзал обрел второе дыхание. Второй этаж стал летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров.
Гости города, совершающие круизы по Волге, без подарков не оставались. Предусматривалось дальнейшее развитие рыбинского дебаркадера как туристического объекта…
В конце октября 2011 года речники отбуксировали дебаркадер на зимовку в затон в Переборском заливе. Там он и сгорел.
Сигнал о пожаре поступил от сторожа на пульт дежурного пожарной охраны в пятом часу утра 26 ноября 2011 года. Огонь вспыхнул на втором этаже предположительно из-за искры из печки-буржуйки. Когда пожарные машины прибыли на место, дебаркадер был объят пламенем. Лишь после полудня огонь был потушен. От дебаркадера осталась груда головешек.
Глава Рыбинска Юрий Ласточкин назвал случившееся головотяпством. Вместе с дымом улетучились миллионы рублей, которые были потрачены на восстановление дебаркадера из городского бюджета. За несколько часов был уничтожен уникальный туристический бренд.
«Дебаркадер необходимо восстановить. Он будет не хуже», – Юрий Ласточкин был настроен решительно. Но после его ареста в октябре 2013 года на планах восстановления дебаркадера был поставлен крест.
После гибели рыбинского дебаркадера на Волге не осталось таких плавучих пристаней. Зато есть разумные примеры их использования в альтернативных целях. В Ярославле аналогичный рыбинскому 2-этажный дебаркадер 1963 года постройки используется как плавучая гостиница «Жемчужина». В Костроме в 2011 году реконструировали списанный 45-метровый дебаркадер и сейчас под названием «Старая пристань» он используется как ресторан, спортзал и магазин спорттоваров.
В Рыбинске в качестве первоочередной задачи поставлено сооружение стационарного причала.
Эту задачу выполняет местная фирма. Инвестором выступает питерская фирма «Конт». Однако по ряду причин сдать причал в мае не получилось. Подрядчики кивают на высокую воду. А туристические теплоходы следуют мимо Рыбинска. Значит, вместе с туристами в иные города уплывают и немалые деньги, которые могли быть потрачены ими в нашем городе ему во благо.
Обидно, да?
Александр СЫСОЕВ, фото автора и из открытых источников