8 июля исполняется 115 лет со дня рождения Николая Александровича Соколова (1903 – 2000) – Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, нашего земляка, одного из трех известных на весь мир Кукрыниксов. За карикатуры в «Окнах ТАСС» Адольф Гитлер объявил их личными врагами. Это значит, их ждала бы неминуемая смерть, попади они в руки врага. Но вышло так, что на одной из своих картин Кукрыниксы изобразили последние минуты жизни загнанного в бункер фюрера рухнувшего под ударами Красной армии Третьего Рейха.
Нынешней весной мне довелось побывать в Доме Шемякиных – историческом здании под номерами 3 и 5, которое фасадом выходит на улицу Крестовую. Глядя в окно из комнаты на третьем этаже, отметил удивительное сходство увиденного снаружи с рисунком Николая Соколова «Интерьер (комната в доме Шемякиных с видом на Спасо-Преображенский собор», который хранится в Рыбинском музее-заповеднике. Впрочем, чему удивляться. В этой комнате в 1920 году жил и творил начинающий художник, которому судьба уготовила «путь славный, имя громкое».
Будучи внуком рыбинского купца Алексея Шемякина, он в том же 20-м году переехал с матерью из Москвы в Рыбинск, где жил в бывшем купеческом особняке.
Имея склонность к живописи, рано начал рисовать. Да так, что его способности оценили в студии Пролеткульта. А он, помимо этого, проявил себя как акробат, биомеханик и музыкант. Но всё-таки его увлекла стезя художника.
На его рисунке собор во всей красе – с куполами, с росписями при входе. В 1929 году воинствующие безбожники по наущению властей обезглавят собор, с колокольни сбросят наземь колокола, кроме четырех, фрески сдерут со стен. Николай этого не увидит. К тому времени он уже – москвич, член творческого трио Кукрыниксы.
В 1922 году Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились и стали работать в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Николай Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы. И так далее шли и творили по жизни, попав в Книгу рекордов Гиннеса как самый многолетний творческий союз. Эпоха Кукрыниксов завершилась 17 апреля 2000 года – с кончиной Николая Соколова. Он умер на 96-м году жизни, намного пережив своих друзей, один из которых был ему ровесником, другой – сверстником.
В день своего 90-летия еще весьма бодрый юбиляр, Герой Социалистического труда, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР Н.А. Соколов принимал в московской квартире дорогих гостей из Рыбинска – директора Рыбинского музея-заповедника Сергея Черкалина и его заместителя Сергея Овсянникова.
Вот как вспоминал Сергей Овсянников встречу с последним из Кукрыниксов:
«Надо сказать, что дружба НИКСа с Рыбинским музеем к тому времени, судя по записям в музейную Книгу поступлений, фиксировавшим подарки художника, продолжалась уже добрых четыре десятилетия. За это время сменилось ни одно поколение музейных сотрудников, друживших с Мастером. Было немного боязно, всё-таки художник с всемирной известностью. А что подарить на юбилей? Шел 1993 год. В магазинах начало появляться всё, но по весьма нескромным ценам и совершенно непредсказуемого качества. Мы выбирали в кооперативном магазине неведомый коньяк, руководствуясь интуицией…
На практике всё оказалось как нельзя проще и лучше. Наш букет последовал в одну из многочисленных ваз, интуитивно выбранный коньяк куда-то унесли. А мы уже через несколько минут разговаривали со знаменитым художником, как будто были давними знакомыми. Мы и были знакомыми – знакомыми из того города, который когда-то приютил Колю Соколова и сделал его художником…»
Дружеские шаржи на писателей и художников сделали Кукрыниксов известными среди творческой интеллигенции. Газетные карикатуры, посвященные разгильдяйству на транспорте, разнесли необычное имя по всей стране. Но своего главного персонажа, прославившего их имя, три даровитых художника обрели с началом Великой Отечественной войны.
- Фюрер Адольф Гитлер под кистью и карандашом Кукрыниксов оказался бесноватым, мерзким и смешным. Их творения – от газетных карикатур до «Окон ТАСС», выставлявшихся в витринах магазинов, вызывали смех и внушали оптимизм и у бойцов на фронте, и у тружеников тыла. Тот, кого изображали в смехотворном виде художники, понял эффективность карикатуры как оружия. Гитлер включил Кукрыниксов в список личных врагов. Это значит, их ждала виселица, попади они в руки к врагу.
«Непрочные вещи немецкие клещи, куда прочнее советские клещи» — изображая в «Окне ТАСС №323» стальные советские клещи, впившие в протянутые к Москве руки-клещи Гитлера, Кукрыниксы намекали фюреру, что коротки у него руки, чтобы до них добраться.
С юбилея Николая Соколова рыбинские музейщики вернулись с подарками.
«Мы стали обладателями многочисленных дружеских шаржей: от ранних 30-х годов на писателей Лидию Сейфуллину и Вячеслава Шишкова до Владимира Высоцкого до Пабло Пикассо. Мы получили и целый рулон «Окон ТАСС», свернутый, кажется, еще в военные годы, – один подарок Сергей Овсянников вспоминал особо: – Получили мы и военную реликвию особого рода: кусочек шинельного сукна, покрывавшего стол в момент подписания на нем Акта о капитуляции фашистской Германии. Свой «трофей» Соколов берег почти полвека, а потом разрезал на две части и передал одну в комплекс на Поклонной горе в Москве, другую – нам, в Рыбинск. К нему прилагался сделанный тогда же с натуры карандашный – и совсем не карикатурный – портрет маршала Г.К. Жукова».
«Личный враг Кукрыниксов» – Гитлер с приспешниками – поселился в музейном фонде к очередной годовщине Победы. Николай Соколов передал рыбинским музейщикам репродукцию картины «Конец», оригинал которой, выполненный Кукрыниксами в 1947 – 1948 гг. на холсте, хранится в Третьяковке.
Александр СЫСОЕВ с использованием воспоминаний Сергея Овсянникова из журнала «Углече Поле» №26, 2015