55 лет назад, 25 августа 1963 года, в Рыбинске открылся автомобильный мост через Волгу. Вместе с расположенным рядом Спасо-Преображенским собором он является одним из самых узнаваемых символом нашего города.
Сегодня страшно представить, но строительство волжского моста могла стать фатальным для жемчужины Верхневолжья – так поэтически называют Спасо-Преображенский собор, построенный и освященный в 1851 году.
По решению Экономической комиссии при Совнаркоме СССР от 23 мая 1938 года в смету расходов Волгостроя был заложен 31 миллион рублей на строительство моста через Волгу в Рыбинске.
Проектировщики архитектурной мастерской Волгостроя – инженеры А.А. Белоголовый, А.П. Петров, архитектор Д.Б. Савицкий – предложили проект моста через Волгу в виде железобетонного сооружения с 225-метровым судоходным пролетом. При этом предполагался снос Спасо-Преображенского собора.
Уже была сделана часть вылитых из бетона опор будущего моста. Но в 1941 году подготовительные работы были свернуты из-за начала войны.
В 50-е годы план строительства моста через Волгу в Рыбинске вновь был включен в повестку дня.
Главный инженер проекта Евгений Сергеевич Уланов отверг довоенный план строительства моста. Опоры устанавливались заново в 150 метрах ниже по течению реки. Спасо-Преображенский собор был спасен от сноса. Само строительство моста доверили специалистам «Мостоотряда № 6», которые прибыли в наш город в феврале 1957 года успешно завершив строительства моста в Казани.
Волжский мост в Рыбинске является достижением инженерной мысли своего времени. Его возведение стало трудовым подвигом: 7-опорный, 6-пролетный железобетонный арочный мост длиной 639,8 метров, шириной 17,9 метров возводился в условиях, когда ежесуточно менялся уровень воды в Волге и скорость течения реки из-за работы Рыбинской ГЭС, а в навигацию ни на сутки не прекращалось интенсивное судоходное движение.
При устройстве двух арочных пролетных строений длиной 124 метра (4-й и 5-й судоходные пролеты) был успешно применен сборный железобетон. Арки собирались из 45-тонных блоков. Сборка шла на инвентарных металлических кружалах, которые тоже монтировались укрупненными секциями. Эти секции готовились на берегу, и в пролет их устанавливали с помощью плавкрана полунавесным способом с заделкой пятовых частей консолей в тело опор.
Часть кружал собиралась уравновешенной сборкой с применением тросовых оттяжек и контргрузов, что исключало устройство на реке промежуточных опор. Применение укрупненных конструкций упростило весь процесс монтажа пролетных строений.
Металлические арочные кружала для четырех малых пролетов длиной 78 метров, которые применялись для устройства речных пролетных строений, собирались около берега на плавучих опорах. Потом их буксировали к месту монтажа в пролет. Там они обстраивались, и на этой своеобразной подставке осуществлялся монтаж опалубки и арматуры. Затем шла укладка монолитного бетона бессекционным способом от пят к замку, что позволило раньше освобождать кружала от нагрузки, чем при секционном бетонировании. После кружала заводили опять-таки на плаву в следующий пролет.
В 1963 году в Рыбинске были в полном объеме завершены работы по сооружению всего комплекса автодорожного мостового перехода, состоявшего из двух мостов (через Волгу и Черемуху) и путепровода над железной дорогой, общей протяженностью 1886 метров — это одно из крупнейших сооружений на Волге.
Перед открытием мост прошел основательную проверку. По нему в оба конца прошла колонна груженных речным песком самосвалов «ЗиЛ».
Торжественное открытие моста состоялась в полдень 25 августа 1963 года. Людской поток хлынул с обоих берегов Волги. Тысячи рыбинцев запрудили мост, радуясь, что теперь оба берега прочно связаны им.
Открытие моста позитивно сказалось на дальнейшей судьбе Спасо-Преображенского собора. К 200-летию Рыбинска, а эта дата отмечалась в 1977 году, были восстановлены разрушенные в 1929 году главы собора. Именно с этого времени собор и мост стали всегда в паре изображаться на сувенирной продукции и в символике Рыбинска. А в наши дни, когда Спасо-Преображенский собор полностью восстановлен и облагорожен парящие над Волгой арки моста чудесно подчеркивают его великолепие.
Александр СЫСОЕВ
Фото автора и из открытых источников, использованы материалы книги «Рыбинск. Градостроительство и архитектура» (2011)