Стаж Елизаветы Меньшиковой в качестве санитарного врача составляет почти шестьдесят лет. Повесив на вешалку белый врачебный халат, ветеран труда занялась общественной деятельностью. Одиннадцатый год в городском Совете ветеранов войны и труда города она возглавляет первичную организацию рыбинских работников департамента здравоохранения.
Палочки-выручалочки
Для своих 85 лет Елизавета Ивановна выглядит отлично. Правда, сетует, что пришлось сменить лыжные палки на опорную трость для ходьбы. Уверена, что долголетие ей обеспечило увлечение лыжами и легкой атлетикой.
Как грянула война, отец Иван Георгиевич ушел на фронт. За заслуги в освобождении столицы Молдавии от гитлеровцев и их румынских приспешников был удостоен звания «Почетный гражданин города Кишинева». Мама, Марфа Тихоновна, одна осталась с оравой детей. Тут могла бы ей помочь старшая дочь Александра, но поскольку она была медсестрой, ее вслед за отцом взяли на фронт.
На таких как 14-летняя Маша — второй ребенок в многодетной семье Кузнецовых, перебравшейся с Вологодчины в город Данилов на Ярославщине, — держался советский тыл. Когда ее привлекали к работам на аэродроме под Даниловом, восьмилетняя Лиза с братом-школьником Сашей бегали к ней туда помогать. Елизавета Ивановна вспоминает, на улице мороз, а они в обуви на босу ногу. Тогда и подцепила хворь.
Врачи и материнская любовь поставили ее на ноги. Благодаря школьным урокам физкультуры — бегу на лыжах и легкоатлетическим кроссам — она окрепла. И тогда же решила для себя, что станет медиком.
После окончания средней школы в 1952 году Лиза Кузнецова поступила учиться в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт. Как-то, будучи на четвертом курсе, приехала на побывку домой, а вернулась в Ленинград уже с фамилией мужа — Меньшиковой. Вышла замуж за бывшего одноклассника.
Первенца назвали в честь светлейшего князя
Кто знает, клялся ли Борис, что поедет с ней хоть на край света. Но когда выпускницу Ленинградского «Сангига» распределили в Тюменский край, молодой муж поехал с женой туда, где жили ханты и манси.
Елизавета устроилась работать санитарным врачом в больницу в райцентре Уват. В этой больнице на 25 коек она работала не только по своему профилю. Используя опыт, приобретенный во время практики в медицинском вузе, помогала главврачу, который был и терапевтом, и хирургом. Ничего не чуралась, случалось, помогала ему в качестве патологоанатома.
Борис устроился учителем труда и руководителем спортивного кружка в местной школе. Директор этой школы и посоветовал молодым родителям, как назвать сына-первенца:
— Борис, ты же Меньшиков. Назови сына Александром — в честь Александра Даниловича Меньшикова. Он был другом самого Петра Великого и оказался в ссылке в наших краях, в городе Березове.
Кстати, дед Бориса, Федор Меньшиков, тоже торговал пирожками, как и будущий соратник и фаворит Петра I. Так первенец Меньшиковых стал Александром.
Он пошел по стопам матери и окончил медицинский вуз в Ленинграде. Правда, по другому профилю — стоматология. Остался жить в Питере. Порадовал мать двумя внуками и внучкой, а они бабушку — пятью правнуками.
На работу под заводской гудок
Рыбинск стал для нее родным в 1961 году.
Первым переехал сюда Борис. Поселился у родственницы. Стал дожидаться приезда жены, а ее не отпускали. В райкоме КПСС даже грозили отобрать у нее партийный билет.
— Ну как же так: я здесь, а муж там, — отстаивала она право на семейное счастье.
Отстояла. Борис поспособствовал, чтобы жена устроилась работать санитарно-промышленным врачом на Рыбинский моторостроительный завод.
Санитарный кабинет располагался в 41-м цехе.
На заводской проходной поутру Елизавета Меньшикова встречалась с Павлом Деруновым. Генеральный директор удивлялся: «Доктор, а ты почему так рано на работу?» Он начинал свой рабочий день с посещения цехов. Порой она вместе с ним шла туда, чтобы проверить условия труда рабочих и инженеров.
Когда Меньшикова работала на заводе, серьезной санитарно-гигиенической проблемой были такие профессиональные заболевания, как силикоз легких, обусловленный вдыханием пыли в пескоструйном производстве, и вибрационная болезнь, которая была спутницей работников, чей труд связан с работой механизмов. Елизавета Ивановна вместе с начальниками цехов и мастерами проверяла рабочие места, длительность труда, связанного с воздействием вибрации, решала вопросы с медицинским освидетельствованием рабочих в Ярославле, со сменой режима работы и, увы, оформлением инвалидности.
Ее работа на моторостроительном заводе во многом предопределила будущее младшего сына Анатолия. К предприятию относился бассейн «Сатурн», где он успешно занимался водными лыжами. Добился звания «Мастер спорта». Выступал на различных соревнованиях, в том числе и международного уровня. Пятнадцать лет назад оказался на Сицилии и остался там жить. Теперь внучка Елизаветы Ивановны Настя лучше говорит на итальянском, чем на русском языке.
Сердце, тебе не хочется покоя?
В 1980 году Елизавета Ивановна перешла на работу в Рыбинскую санэпидстанцию. Спустя три года ее пригласили работать в Дом санитарного просвещения. Окончательно она ушла на заслуженный отдых лишь в 2007 году.
— Покой мне только снится, — так она говорит про себя.
Председатель городского Совета ветеранов войны и труда Михаил Шаповалов прекрасно разбирался в людях и не давал активным пенсионерам сидеть без дела. Так у Елизаветы Меньшиковой появилась еще одна забота — она стала председателем первичной ветеранской организации работников городского департамента здравоохранения.
Коллектив был немалый — 35 человек. После реорганизации системы все вопросы решаются на региональном уровне. Но люди-то, работавшие в этом городском департаменте, продолжают жить в Рыбинске. И пусть таких ветеранов стало меньше — 18 человек, но ведь кто-то должен отстаивать их интересы. Этот человек — Елизавета Меньшикова.
Насколько успешно она справлялась с работой санитарного врача, свидетельствует медаль «Ветеран труда». О ее заслугах как общественницы говорит такой факт: в 2016 году имя Елизаветы Ивановны Меньшиковой было занесено в «Книгу почета» городского Совета ветеранов.
Александр Сысоев