90 лет назад любительские радиостанции во многих странах уловили сигналы радиста под позывным RK-46. На связь с ними с помощью телефонно-телеграфного передатчика собственной конструкции вышел 20-летний рыбинский электромонтер Саша Расплетин. Увлечение радиотехникой определило его дальнейшую судьбу. Телевидение, радиолокация, радиотехнические системы управления, отечественные оборонительные системы ПВО – это отрасли, где проявил себя человек, которого теперь весь мир знает как Александра Андреевича Расплетина.
Будущий академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий родился в Рыбинске 25 августа 1908 года. Это было время, когда радио – изобретение русского ученого Александра Попова – завладело умами людей. В начале 20х годов в Рыбинске стали возникать кружки радиолюбителей. Одним из первых рыбинцев, вышедших в радиоэфир, стал Саша Расплетин.
Коротковолновый радиоприемник оригинальной конструкции восьмиклассник школы №3 имени Луначарского смастерил своими руками. В декабре 1925 года технически продвинутого юношу избрали в Бюро городского общества друзей радио.
В 1928 году Александр Расплетин под позывным RK-46 послал в эфир радиосигналы, на которые откликнулись любительские радиостанции многих стран мира, ему ответили даже из Австралии. Его контакты с зарубежными радиолюбителями продолжались вплоть до 1933 года.
В конце декабря 1928 г. в Москве прошла I Всесоюзная конференция коротковолновиков. В ней принял участие и Расплетин. Во время этой поездки он познакомился с известными специалистами в области радиосвязи.
Его наставником стал академик АН СССР Александр Минц, разработчик систем связи и радиолокации, один из создателей станции дальнего обнаружения. Познакомились они в Ленинграде, куда Александр переехал в 1930 году. Александр Львович продвигал тезку из Рыбинска. Тогда Расплетин получил возможность печатать свои первые научные работы.
Сегодня телевидение – норма нашей жизни, а в тридцатые годы его изобретение граничило с фантастикой.
В 1940 году команда энтузиастов, в составе которой был и Александр Расплетин, разработала первый отечественный телевизионный приемник «Ленинград Т-1».
А для Дворца Советов в Москве они создали немыслимый по тем временам видеоприемник с экраном 12 квадратных метров. В то время это была самая мощная и совершенная телевизионная система в мире.
Увлечение телевидением позволило Расплетину спасти тысячи жизней жителей Ленинграда. Город в кольце блокады подвергался ожесточенным бомбардировкам. Крайне важно было не допустить прорыва фашистских стервятников, перехватив их на подлете к городу. Увы, радиолокаторы не могли обеспечить полную и точную информацию о количестве вражеских самолетов.
В январе 1942 года Расплетин создал систему телевизионной передачи воздушной обстановки с позиции «Редут5» в штаб 2го корпуса ПВО Ленинградского фронта. Разработанная им радиолокационнотелевизионная установка отображала информацию радиолокаторов на экранах, установленных на командном пункте ПВО. Таким образом, командование могло оперативно принимать решения по перехвату движущихся целей.
В блокаду у Александра Андреевича умерли мать и жена. Его самого чуть живого с группой специалистов в конце февраля 42го года эвакуировали по «Дороге жизни» на Большую землю.
После завершения Второй мировой войны началось противостояние СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, где главную скрипку играли США с их атомными бомбами. В Европе появились американские военные базы со стратегическими бомбардировщиками.
В 1950 году перед возглавившим КБ1 главным конструктором Александром Расплетиным была поставлена задача разработать эффективную систему ПВО и, прежде всего, прикрыть надежным щитом противовоздушной обороны Москву. Вокруг столицы воздвигли стационарную зенитноракетную систему С25, не имевшую аналогов в мире.
В Конструкторском бюро-1 под руководством Александра Расплетина и Петра Грушина во второй половине 50-х годов занялись разработкой мобильных зенитно-ракетных комплексов.
Так, в 1957 году был разработан легендарный ЗРК С75. Это новое советское оружие стало сюрпризом для американцев. 1 мая 1960 года под Свердловском ракетой С75 был сбит самолетразведчик U2 под управлением летчика Фрэнсиса Пауэрса. Для пилота и его командования стало шоком, что зенитная ракета сумела поразить до сих пор неуязвимый самолет, способный лететь в стратосфере на высоте до 24 километров.
Свою эффективность ЗРК С75 показали в годы войны во Вьетнаме. Вьетнамские зенитчики под руководством советских инструкторов сбили свыше двух тысяч американских самолетов, включая несколько «летающих суперкрепостей» В29.
Принятый на вооружение еще в 1961 году зенитно-ракетный комплекс С-125 «Нева», также разработанный под руководством Расплетина, доказал свою эффективность в конце XX века.
27 марта 1999 года в небе Югославии был сбит американский малозаметный самолёт F117 A «Стелс». Этот самолет, предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры, американцы хвастливо называли «невидимкой». Но расплетинскому детищу «невидимка» оказался по зубам. Зенитчики 250й ракетной бригады ПВО ВС Сербии под командованием полковника Золтана Дани двумя ракетами советского ЗРК С125М поразили напичканный электроникой дорогостоящий американский самолет.
Изобретателя Расплетина к этому моменту не было в живых уже более 30 лет. Он умер в Москве 8 марта 1967 года и обрел вечный покой на столичном Новодевичьем кладбище.
Память о нем живет в названии НПО «Алмаз» (бывшее КБ1) и техникума в Москве, океанского лайнера, улицы в родном Рыбинске. Один раз в три года за выдающиеся работы по радиотехническим системам присуждаются золотая медаль и премия РАН имени Александра Андреевича Расплетина.
Александр СЫСОЕВ