Год назад, 2 октября, ушел из жизни искусствовед, заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Овсянников. Он прожил до обидного мало — всего 54 года. Но отмеренный судьбой срок этот талантливый человек прожил ярко, много сделав для культурного процветания родного города. Сегодня мы публикуем воспоминания о нем.
Оксана Гожалимова, заместитель директора Рыбинского музея-заповедника:
— Мы познакомились с Сергеем Николаевичем, еще когда я училась в школе и писала работы для научных конференций. Тогда он выступал моим консультантом. В 2001 году я пришла на работу в музей младшим научным сотрудником, и он взял надо мной шефство. Опекал, рассказывал, учил музейным премудростям. В 2003 году мы сделали первый совместный проект о Сталине. Мы вместе писали книги, статьи, работали над выставками. У нас сложились доверительные отношения, мы, что называется, думали в одном направлении. Сергей Николаевич был очень отзывчивым. Мог бросить все свои дела, если кому-то требовалась его помощь, мгновенно включался в работу. При подготовке выставки мог совершенно просто, не оглядываясь на должность заместителя директора, выполнять работу подсобного рабочего.
Сергей Николаевич был прекрасным семьянином. Он обожал, можно даже сказать боготворил свою жену Ларису. Для сына Тимофея он был примером для подражания.
А еще он был потрясающим огородником — постоянно угощал нас урожаем со своей дачи. Ни одни посиделки не обходились без его кулинарных заготовок — грибов или огурцов.
Последние полгода его жизни стали своеобразным подведением итогов и одновременно периодом, наполненным очень яркими событиями. Это и обнаружение картины кисти Альберта Эдельфельта, и его желание написать книгу о Югской Дорофеевой пустыни, и подача заявки в фонд Владимира Потанина. В последние месяцы на него сыпался успех как из рога изобилия, словно признание всех его трудов.
С уходом Сергея Николаевича я потеряла крепкое дружеское плечо. Человека, который всегда находил слова. Мог убедить, что нужно идти только вперед.
— Я мог назвать его в разговоре Сережей. Долгие годы знакомства позволяли нам говорить запросто, по-дружески. Общаться с ним было удивительно легко, настолько открытым он был. Об этом говорят не только его друзья и коллеги. Об этом же говорил финский парень Эркка Микконен. Когда их попросили сфотографироваться вместе, Эркка положил Сергею руку на плечо, а ведь знакомы они тогда были от силы пару часов.
Журналист Национальной финской телекомпании YLE как зачарованный слушал в апреле прошлого года рассказ Сергея Овсянникова об обретенном шедевре — картине финского художника Альберта Эдельфельта с изображением сыновей великого князя Владимира Александровича Романова. В Финляндии она целый век считалась без вести пропавшей. Благодаря Сергею Николаевичу картина, хранившаяся в фондах Рыбинского музея-заповедника, была вновь показана миру.
Рассказчиком он, и правда, был замечательным. О серьезных вещах говорил с долей утонченного юмора.
«Наехала» на Рыбинский музей-заповедник городская прокуратура по поводу разрухи в той части Мучного гостиного двора, где располагается старый музейный корпус. Сергей Николаевич повел проверяющих по давным-давно нуждавшемуся в ремонте историческому зданию.
В одном из помещений на стене висел хомут.
— Чей хомут? — спрашивают проверяющие.
— Наверное, мой, — ответил Сергей Николаевич строгим визитерам.
Хомут ответственности за порученное дело он надел на себя в январе 1987 года, когда стал работать в Рыбинском музее-заповеднике в должности младшего научного сотрудника, в 1992 году стал заведующим отделом, с 2007 года — заместителем директора. Он везде успевал. Для него не представляла сложностей самая разнообразная тематика: архитектура, история, живопись; дворянская усадьба и «русский стиль».
Складывалось такое ощущение, что он торопился жить. 18 апреля 2017 года в картинной галерее Рыбинского музея-заповедника открылась мини-выставка вышеупомянутой картины Альберта Эдельфельта. Вскоре состоялась презентация проекта «Старая Пироговка, или Тайны музейных палат». Сергей Николаевич способствовал тому, что Рыбинский музей-заповедник стал победителем грантового конкурса программы Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2017/2018 в номинации «Музей и местное сообщество».
На средства Потанинского гранта с прошлого года успешно реализуется этот проект в виде интереснейших встреч и выставок. Как жаль, что уже без Сергея Овсянникова.
Юлия Кремлева, начальник пресс-службы администрации Рыбинска:
— Я пришла работать в музей по совету жены Сергея Николаевича — она рассказала, что там есть вакантное место. Когда устроилась на работу, познакомилась и с самим Овсянниковым.
Каждый сотрудник должен был проводить экскурсии. Для того чтобы понять, как это правильно нужно делать, мне посоветовали посмотреть, как работает Сергей Николаевич. Так я стала постоянным посетителем. А затем мы оказались в одном зале на «субботнике» — не знаю, как это происходит сейчас, но раньше сотрудники сами протирали пыль с картин. Мне как новичку это ответственное занятие не доверили, поэтому я наблюдала, как Овсянников протирает, а заодно и рассказывает о каждом экспонате что-то удивительное, не то, что на обычных экскурсиях.
Когда пришлось сдавать гидовскую подготовку, я не думаю, что я чем-то выделилась или сделала это очень хорошо, учитывая, как волновалась, но похвалу я услышала именно от Сергея Николаевича. И его слова помогли поверить в свои силы.
Потом я сменила работу. Мы сталкивались и во время моей журналистской деятельности, и после того, как я перешла на работу в пресс-службу. С ним всегда было приятно общаться.
Помню, как мы встретились с ним в пригородном автобусе, возвращаясь с дачи. И он рассказал мне о будущем проекте «Старая Пироговка». Он был им очень увлечен, верил, что задумка найдет отклик у рыбинцев. Так и получилось, но, увы, уже без Сергея Николаевича.
— С Сергеем Николаевичем мы были знакомы давно, еще с 90-х. Но тесно стали общаться в 2000-х, когда вместе работали над книгой «Рыбинск. Градостроительство и архитектура», где он занимался разделом о советской архитектуре.
Честно признаюсь, сейчас даже не знаю, к кому смогу обратиться с таким вопросом. Эрудированный, хорошо образованный. Он был членом градостроительного совета и участвовал там не только как историк или искусствовед, а как человек, обладающий тонким художественным вкусом.
Я старался посещать его проекты в музее. Был на выставке, посвященной Романовым, на одной из последних экспозиций, представляющей архитектуру Карла Росси.
О Сергее Николаевиче у меня остались только добрые воспоминания. Говорят, что незаменимых людей нет. Есть. И Сергей Овсянников один из них.