Богатый дворянин или нищий крестьянин, типичный интеллигент или закоренелый пьяница, принц на белом коне или Кощей Бессмертный — актеры на сцене способны перевоплощаться абсолютно в любой образ. А какие они на самом деле, когда дверь театра за ними закрывается? Об этом мы расскажем в нашей рубрике «Лица театра».
Борьба с самим собой
Первое знакомство Сергея Молодцова с театром произошло в раннем детстве, когда будущему актеру было три-четыре года. Здесь работал его дедушка Виталий Сергеевич Молодцов, очень талантливый и не менее известный в городе актер. Тогда маленький Сережа и представить не мог, что меньше, чем через два десятилетия рыбинский театр станет для него вторым домом. Тогда его больше впечатляли декорации и закулисная жизнь.
— Помню, в очередной свой визит в театр я попал за кулисы, где стояла декорация — машина, сделанная из корпуса «Москвича». Она была большая и мягкая, — вспоминает Сергей Молодцов и признается: — Несмотря на то, что с театром я был знаком с юных лет, я никогда не мечтал стать актером. Хотя, может, просто не подозревал, что могу им быть. Не знал, что такой профессии, как актер, где-то обучают. Сейчас жалею об этом.
После школьных экзаменов раздумывать о будущем времени не было. Несмотря на то, что уже в те времена его привлекала профессия видеооператора, он все же стал студентом рыбинского вуза — РГАТУ.
— В школьные годы во время каникул я отдыхал в лагере «Мечта». Там на каком-то очередном мероприятии мне дали в руки камеру. Мне очень понравилось с ней работать. Воодушевленный, я стал искать вузы по этой направленности. Нашел в Санкт-Петербурге, но нам с мамой он оказался не по средствам. Я поступил на авиадвигателестроение, — рассказывает Сергей. — Когда я был студентом РГАТУ, от знакомых узнал, что на базе нашего драматического театра работает ярославский филиал театрального института. Многие говорили, что мне надо идти в актеры, но я все время сопротивлялся и не воспринимал это всерьез.
Отучившись всего один месяц в авиационном университете, в 2002 году Сергей забирает документы и становится студентом театрального вуза при рыбинском драмтеатре.
— Когда я пришел, курс в театре был уже набран. Но это не помешало мне стать вольным слушателем. Мне здесь очень понравилось, были интересные занятия по речи, театральному мастерству. Наш курс вели рыбинские актеры — Светлана Колотилова и Владимир Ершов. Куратор Сергей Куценко приезжал к нам на сдачу основных экзаменов. Четыре года мы просто жили в театре с утра до вечера, — рассказывает Сергей.
Но уже на третьем курсе Сергей вновь задумался, стоит ли свою жизнь связывать с театром. Ведь актерская жизнь со стороны казалась ему более привлекательной. Но до конца Сергей все-таки доучился, но сразу после окончания сменил театральные костюмы на военную форму и отправился в армию.
— До отъезда в армию я успел немного поработать видеооператором на местном канале «ТНТ». Поэтому, отслужив, я вернулся обратно на телевидение. Работал оператором, снимал передачи, а потом и сам сел на место диктора. Мне была интересна эта работа, — вспоминает актер.
Когда на местном телевидении произошли кадровые перестановки, Сергей вновь вспомнил о театре.
— Я человек по жизни очень сомнительный. Мне нужно много доводов, чтобы принять решение, а если я его принимаю, то долго думаю, верное оно или нет. С театром я долго раздумывал, но весы все же перевесили в его сторону. В ноябре 2009 года я вернулся в театр, где меня с радостью приняли однокурсники, — рассказывает Сергей Молодцов.
Две роли — актер и человек
Первую после трехлетнего перерыва роль Фабрицио в пьесе «Трактирщица» и чувство волнения перед зрителями Сергей помнит и сейчас. Сегодня на счету талантливого артиста более пятидесяти ролей.
— На протяжении всего процесса я погружаюсь в своего персонажа. Я могу заниматься какими-то посторонними делами, но мысли о моем герое никогда не покидают. Этот образ мы лепим вместе с режиссером. Когда мне дают роль, я ее никогда не оставляю в театре, всегда ношу с собой — это моя традиция. Можно сказать, что я вынашиваю эту роль. И мне это помогает. Совокупность всех репетиций, своих мыслей, актерских задач, поставленных режиссером, позволяет «впрыгнуть» в эту роль и выдать результат, — рассказывает Сергей Молодцов. — Я безумно не люблю заучивать текст, я его «присваиваю» в процессе работы. Сейчас, когда идут роль за ролью, бывает сложно переключиться. Образ сидит в закромах мозга и иногда пытается непроизвольно выйти наружу, например, во взгляде, в движении. Это очень интересное ощущение. Но надо уметь переключаться — такова специфика нашей работы.
Перевоплощаясь на сцене, в жизни Сергей остается все же самим собой, что для актера бывает непросто.
— В жизни, к сожалению, я не могу применять свои актерские навыки, потому что я играю себя, а это очень сложно. На сцене нахожусь не я, а мой герой — другой человек. Мне есть за кем спрятаться и от этого легче. Недавно я выступал перед публикой на юбилее школы. Я так переволновался, что все мысли перепутались в голове. Волнение существует перед каждым спектаклем, но оно проходит, как только я делаю шаг на сцену и перевоплощаюсь в своего героя. В жизни я так не могу, — рассказывает актер.
— Я скромный человек и не люблю, когда на меня обращают внимание. Когда люди узнают меня на улице, приветливо улыбаются и подходят, я начинаю смущаться, краснеть и терять дар речи.
Наверное, не секрет, что работа актеров — это непростой труд, как физический, так и моральный. Будучи в хорошем настроении, он должен сыграть лицом и душой сто процентное горе. И, наоборот, уставший, больной, без настроения суметь в секунды переключиться и развеселить зал.
— Ты погружаешься в роль и играешь ее. Бывает, что у тебя нет настроения, болит голова или жуткая депрессия. Но когда ты выходишь на сцену, а там целый зал детей, которые ждут от тебя праздника, — разве можно их подвести? Ты выходишь и делаешь все возможное, чтобы роль получилась, чтобы зритель смеялся, плакал или задумался о твоем персонаже, — рассказывает Сергей. — На сцене часто бывают и смешные ситуации, которые я обожаю. Начинаешь импровизировать, и смех берет над тобой верх. И ты уже не можешь высказать ни одного слова, слезы текут, ты смеешься, и зритель это, конечно, видит и, мне кажется, тоже получает положительные эмоции. Обычно такие ситуации заканчиваются бурными аплодисментами. Это, конечно, непрофессионально и за это актерам попадает от режиссера, но мы все живые люди с эмоциями, которые иногда просто невозможно сдерживать.
Не кумиры, а коллеги
— Сейчас, к сожалению, и в русском и заграничном прокате стало очень мало достойных фильмов, где можно зацепиться за актерскую игру. Есть некоторые актеры, которые мне нравятся, — это Владимир Машков, Данила Козловский, Евгений Миронов, Александр Петров. Но я никогда не создавал себе кумиров и идолов. А вот поработать с ними, набраться опыта — это было бы интересно для меня, — рассказывает Сергей Молодцов.
Сам Сергей предпочитает играть сложных и полных загадок героев, чьи судьбы полны жизненных перипетий и неурядиц.
— Я люблю острохарактерные персонажи, к сожалению, их мне редко дают. А мне бы хотелось сыграть отрицательного героя, чтобы зритель возненавидел этого персонажа. Я с института мечтал сыграть роль Зилова из пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». На мой взгляд, это очень глубокая пьеса. Некоторые называют это произведение современным «Гамлетом». Мне удалось воплотить свою мечту в реальность, когда пьесу ставили у нас в театре. Но мы сыграли всего четыре спектакля. За это время я не успел развиться в этом персонаже. Очень интересная пьеса, и я надеюсь, что вновь сыграю этого героя и доведу свою работу до конца, — делится актер. — Есть роли, которые мне симпатичны, но я не могу их сыграть в силу своего возраста или внешности. В спектакле «Братья Карамазовы» я очень хотел сыграть роль отца. Это очень интересный персонаж. Но ему 55 лет, поэтому мне роль не досталась. И если через 20-30 лет мне ее дадут, я сыграю ее с удовольствием. Я люблю сложные роли на разрыв души, мне нравится, чтобы зритель, приходя на спектакль, мог не только посмеяться и отдохнуть, но и о чем-то задуматься. Когда ты получаешь обратную реакцию от зрителя, будь то смех или даже слезы, это дорогого стоит.
Алена ЯЗЫКОВА