На высоте почти 94 метра над уровнем земли. Здесь всегда практически полная тишина, и лишь снизу доносятся звуки машин и еле уловимые разговоры проходящих мимо людей. Возвысившись над торопливым городом, хочется наслаждаться этим безмятежным покоем, сопровождающимся звуком колоколов. И это, наверное, то редкое для журналиста чувство, когда хочется смотреть и слушать, а не задавать вопросы. Такое я испытала в гостях у звонаря Спасо-Преображенского собора Алексея Бушуева.
Магия колокольного звона
Сюда, к колоколам, звонари поднимаются от трех до пяти раз в день, причем в любую погоду. Поэтому их физической подготовке стоит лишь позавидовать. После двадцатой-тридцатой-сороковой… ступени я понимаю, что спорта в моей жизни явно маловато. При каждом повороте ступени становятся все уже. Даже не страдая клаустрофобией, ощутимо чувствуешь некий дискомфорт. Все страхи и усталость моментально улетучились, как
только мой провожатый открыл дверь на последний ярус колокольни: «Вот здесь я звоню». Мы оказались на площадке среди колоколов — двух огромных благовестников и малых. Всего на звоннице их одиннадцать.
— Наушники — это техническая необходимость, — начинает рассказывать Алексей Бушуев, заметив, что мой взгляд упал на них. — Звон перед службой продолжается пятнадцать минут — это три звона по пять минут. После этого я спускаюсь вниз и пою на службе. Шумовое давление достаточно большое, и поэтому уши закладывает от колоколов. Когда я начинаю петь, у меня ощущение, что в ушах находится вата. Наушники помогают убирать высокие обертоны. Все звоны я слышу, а давления такого не ощущаю.
Не воспользоваться возможностью лично попробовать управлять рыбинскими колоколами было бы как минимум обидно, поэтому ставлю одну ногу на установку, которая отвечает за звон на колоколе-благовестнике, а руками пытаюсь ухватиться за огромную связку из нитей, каждая из которых протянута к своему малому колоколу. В голове вновь проскальзывает мысль о том, что звонарь — это действительно не просто ремесло, а призвание.
— Колокольный звон лечебный, — говорит мой собеседник. — Эти исследования
проводили ученые и пришли к выводу, что звуковые колебания колоколов благотворно воздействуют на живые организмы. Убивают различные вирусы и болезни. И я склонен верить этому. Ведь если мы обратимся к истории, то увидим, что в Европе постоянно были различные эпидемии, от которых умирало огромное количество людей. В России же такого практически не было. Во-первых, наши соблюдали санитарию и ходили в баню, во-вторых, у нас было много храмов с колокольнями. Храмы строились на таком расстоянии, чтобы звон от одного до другого был слышан. Сейчас в Рыбинске осталось семь храмов, а до революции их было больше двадцати. Почти у каждого была своя колокольня. Когда начинали звонить к службе, а это происходило в одно время по всей России, образовывался звуковой купол, который защищал народ от всех болезней и негатива.
Выводы ученых Алексей подтверждает и собственным опытом.
— Когда я начал звонить на колокольне, то перестал болеть простудами. Несмотря на то, что здесь бывают абсолютно разные погодные условия — ливень, снег, метель, пурга, сильный ветер, палящее солнце, — рассказывает Алексей Бушуев. — Раньше советовали вставать под большой колокол во время звона тем, кто болеет. Под звуковыми колебаниями организм человека очищался. Но сам я не пробовал, потому что мое место за колоколами.
От темы медицины переходим к профессиональному мастерству. У каждого звонаря своя манера звона, убежден Алексей. Даже находясь на земле и не видя исполнителя, мой собеседник может сказать, кто стоит у колоколов.
Определить, что сейчас наверху явно новичок, наверное, смогли не только профессионалы, но и просто прохожие. Поэтому с моим собеседником перемещаемся вниз и продолжаем разговор о колокольных звонах.
— Эта колокольня, на мой взгляд, голос города, потому что это цен- тральный храм. Перед вечерним богослужением вечерний звон протяжный, наводящий на размышления, дневные — радостные и веселые мелодии. Колоколов много, поэтому можно придумать разные мелодии. Это большое поле для творческой деятельности, — рассказывает Алексей Бушуев.
Любовь к музыке
За колоколами Алексей Бушуев стоит недавно, но научиться молодому человеку было несложно, ведь музыкой он увлекается с детства. Он закончил рыбинскую музыкальную школу по классу гитара. Искусству обучался у известного и талантливого гитариста Леонида Колесова.
— Он не просто научил меня музыке, он научил меня любить ее. В музыкальной школе преподавали разные дисциплины, был даже хор, но я на него, к сожалению, не ходил. Поэтому что это такое, узнал достаточно поздно, — рассказывает Алексей. — Музыкальная школа дала мне много. Самое интересное было в армии, когда я пошел служить. Всех новобранцев построили, и старший сержант стал спрашивать, кто умеет играть на гитаре. Он сказал, отлично, и дал мне барабан. Так я научился играть еще на барабане, а впоследствии и на трубе.
После школы поступил в университет. В студенческие годы попал в известный в городе хор «Соколята».
— Я решил попробовать. Распелся и полюбил хор. В 2003 году меня пригласили певчим в Спасо-Преображенский собор. Уже на протяжении шестнадцати лет я пою в архиерейском хоре, — рассказывает Алексей.
В хоре рыбинского собора сегодня около двадцати человек. Правда, увидеть весь состав возможно лишь на праздничных службах.
— Хор — это живой организм, состоящий из нескольких человек. Голос — это самый совершенный музыкальный инструмент, который есть на свете. А когда эти голоса собираются и поют складно в унисон, то получается очень здорово. Для удачного исполнения надо уметь слушать и чувствовать друг друга, — рассказывает Алексей. — Была такая история: в Москве решили собрать самый лучший хор из лучших солистов. Их собрали, начали репетировать, но у них ничего не получалось. Объяснение этому было простое: они привыкли петь самостоятельно и не слышали друг друга в хоре.
Впрочем, только пением в соборе выступления моего собеседника не ограничиваются. Так в составе хорового коллектива «Ярославский спев» Алексей Бушуев и его коллега Роман Кузьмин в конце прошлого года побывали во Франции, где приняли участие в мероприятиях, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны.
— Музыка — это значимая часть моей жизни, которая помогает порой справиться с какими-то переживаниями и невзгодами. Я не могу сказать, что это смысл моей жизни, для православного человека смысл все-таки другой, но музыка помогает этот смысл найти.
Алена ЯЗЫКОВА