Каждый из нас встречал в лесу или на берегу рек и озер разнообразные коряги и пни. Проверим воображение: с чем они у вас ассоциируются? Наверно, немногие смогут разглядеть в древесных «отходах» потенциальную декоративную вазу или фигуру животного. Для Александра Сибилькова эти, казалось бы, привычные находки становятся поводом взять в руки рабочий инструмент и сотворить очередной шедевр. И это лишь одна из граней удивительной работы резчика по дереву.
Резная жизнь
Вовремя разглядеть потенциал ребенка — залог успеха его будущего. С Александром так и произошло. Мама отдала его в художественную школу, когда он был маленьким. С тех времен он плотно связал свою жизнь с искусством.
— В четвертом классе к нам пришел Николай Малафеев, он вел у нас скульптуру. Выдал нам деревяшки и прямые стамески. Нам маленьким мальчишкам, конечно, это было интересно, — вспоминает Александр.
Окончив школу и получив навыки художественного мастерства от рыбинских педагогов, мастер решил не останавливаться на достигнутом. Поступил в Абрамцевский художественно-промышленный колледж в Москве. Это оказалось непростым испытанием — поступающим предстояло пройти конкурсный отбор. После окончания колледжа у Александра началась интересная и плодотворная жизнь. На протяжении десяти лет он работал в рыбинской реставрации, занимался восстановлением старинной мебели и возвращал к жизни исторический облик городских зданий, в качестве педагога руководил школой декоративно-прикладного искусства.
— У нас был очень сильный педагогический коллектив. На протяжении десяти лет мы обучали детей различным навыкам. Со временем у них сменились приоритеты, многие стремились стать начальниками, а не работать руками. Количество поступающих с каждым годом уменьшалось. Так как школа была на полной самоокупаемости, ее пришлось закрыть, — рассказывает Александр Сибильков.
Сегодня работы Александра можно увидеть чуть ли не на каждом шагу в городе — храмах и соборах: Спасо-Преображенском, Казанском, Сретенском, а также на домах в центре города. Помимо работы с деревом, Александр долгие годы занимается и лепниной.
— Я с 1987 года работаю в Рыбинске. За это время сделано огромное количество объектов из лепнины, отреставрировано и изготовлено мебели столько, что невозможно подсчитать, так же как и количество разнообразных ножей и стамесок в моей мастерской, — рассказывает Александр. — Посмотрев на реставрационные работы изображения Иоанна Крестителя, мне один из друзей сказал, что не видит моей работы. И, наверное, это лучшая оценка для реставратора. В этом заключается наша работа.
Идеи рядом
Взглянуть на другую сторону деятельности мастера можно в рыбинском драматическом театре. Его выставка деревянных фигур, посвященная истории Рыбинска, а точнее его людям, хорошо вписалась в атмосферу заведения культуры.
— Тема русского народа в жанровой маленькой скульптуре интересная, живая и безграничная. Ее можно продолжать до бесконечности, не надо ничего придумывать, изобретать. Образы русских людей сами по себе яркие и емкие. Это и торговцы на рынке, и бурлаки, и мещане, и купцы, — рассказывает Александр.
Когда сформировался определенный образ в голове Александра, наступает время браться за карандаш и бумагу. Компьютерным технологиям профессиональный художник не доверяет.
— Сначала приходит образ, а потом уже начинаешь обдумывать все тонкости — мимику, движения, одежду. Начинаю делать эскиз на бумаге в натуральную величину, анфас, профиль, вид сверху, сбоку, — рассказывает Александр. — Многие мастера перед тем, как приступить непосредственно к выпиловке, делают прототип в глине. Я же предпочитаю делать «с листа». Для этого необходимо лишь обладать пространственным мышлением.
Придумать и нарисовать эскиз — это всего лишь половина работы, которая занимает много времени, иногда не один месяц. Потом дело встает за выбором древесины. Для каждой работы она своя.
— Резать можно из чего угодно. Все зависит от задачи, которая поставлена. Для скульптур обычно идет липа. Она мягкая, податливая. Для интерьерных работ подойдут сосна, хвоя, ясень, дуб, кап. Каждый вид дерева хорош и красив по-своему, — делится секретами Александр Сибильков. — Но в Рыбинске сложно найти хорошую древесину. Среди резчиков очень ценится Архангельский лес. Деревья там растут на сухом месте и практически не имеют сучков. Хороша и липа, которую везут из Кабарды. Она немного желтоватого цвета, более упругая и намного качественнее, чем наша.
Особое место в творческой жизни Александра занимают коряги.
— Это отдельная и очень интересная тема. Когда я первый раз приехал на море с другом и увидел коряги, которые валялись повсюду, я был вне себя от счастья от такого разнообразия. Тогда я набрал несколько мешков, — рассказывает Александр. — После этого случая я стал регулярно ездить на море. Природа фактически придумала все сама, стоит лишь немного доработать. Из этого получаются поистине уникальные вещи.
Из коряги мастер может сделать все что угодно — от изящного абажура до комода или кровати с ветками на спинках — сегодня такие вещи являются украшением любого дома.
Семейный подряд
Жена Александра Алена тоже художница, поэтому всегда готова помочь мужу в работе. Но иногда в руки берет кисть и сам Александр. Как он любит шутить, чтобы не забыть, что он еще и художник.
— Раньше я вообще придерживался принципа, что дерево само по себе красиво и не требует дополнительного цвета. Однако бывают такие скульптуры и работы, которые смотрятся именно в краске. К примеру, когда я делал статуэтки с портретными сходствами, мне захотелось добавить цвета. Но некоторые участки я стараюсь оставлять не закрашенными. Должно быть видно, что это дерево и чувствоваться тепло, которое от него идет. Иначе чем оно будет отличаться от пластмассы? Если полностью закрасить дерево, то оно умрет, — считает мастер.
Когда есть время отдохнуть от заказов, Александр без дела не сидит, а занимается декорированием собственного дома. Так появляются резные рамы, украшения из лепнины на фасаде дома, деревянные фигуры, люстры, разделочные доски, вазы, декоративные панно. Поддержать отца всегда готов старший сын, который также увлекается резьбой по дереву. Как говорят родители, получается неплохо. Младший же отдает предпочтение рисованию, как и мама-художница.
— Сегодня работа резчика отходит в прошлое, — считает Александр Сибильков. — Нам на смену пришли машины, которые способны создать практически любые предметы за считаные минуты. Человеку здесь ничего не надо делать, лишь нажать кнопку. Ручная же работа требует много времени и труда. Но зато в ней есть душа и тепло.
Алена Языкова