Антону Кузьмину 31 год. Половину своей жизни он носит погоны. Выбор дела сделал еще в детстве. Теперь же, он помогает определиться с профессией рыбинским мальчишкам и девчонкам, тем, что каждое лето приезжают в лагерь «Витязь». Накануне Дня защитника Отечества мы говорим о том, кто же может носить это звание, и как сделать, чтобы слово «Родина» было для подрастающего поколения не просто набором букв.
Будущее Антона во многом определил отец — он служил в рыбинской войсковой части 77071. Поэтому после окончания школы молодой человек отправился в Голицынский пограничный институт ФСБ, учебе в котором и посвятил пять лет.
— После окончания вуза встал выбор, куда пойти служить, — рассказывает Антон. — Варианты были, но я выбрал любимый Рыбинск. Мне кажется, пословица «Где родился, там и пригодился» не зря существует. Так, в 2009-м я вернулся в свой город и пошел служить в войсковую часть 77071, туда, где служил мой отец. Пришел сюда лейтенантом.
Сейчас Антон Кузьмин — майор, заместитель начальника отделения по работе с личным составом. Но только на работе с военнослужащими его воспитательная работа не заканчивается. В 2009 году в его жизни случилось еще одно знаменательное событие — его пригласили работать в военно-патриотический лагерь «Витязь».
— Впервые я узнал, что такое «Витязь» в 2003 году, когда сам туда попал. Он всегда был подшефным у нашей части. Работать туда я пришел комендантом, а три года назад так получилось, что стал его руководителем.
«Витязь» — это особая территория. Раз в год в окрестностях Рыбинска собираются около сотни мальчишек и девчонок разных возрастов — от самых маленьких до старшеклассников. На три недели они меняют привычную одежду на камуфляж, а домашний распорядок дня — на занятия, соревнования, наряды. Здесь нет места гаджетам, зато в почете поддержка и взаимовыручка. Взрослые тут не просто суровые командиры, а наставники, которые всегда рядом. «Антон Саныч» в том числе.
Руководитель «Витязя» уверен, что чужих детей не бывает, а уж воспитанники лагеря за смену становятся почти своими.
— Даже несколько раз побывав в нашем лагере, совершенно не обязательно, что ребенок в дальнейшем выберет для себя военную стезю, — говорит Антон Кузьмин. — Мы даем ему основы жизни, направляем, но не агитируем. Не обязательно же стать военным, чтобы быть патриотом. Достаточно чтить память предков, уважать традиции и любить страну, в которой живешь. Это должно быть глубоко в душе и в сердце. Мы стараемся зацепить эту жилку у ребят, чтобы она начала цвести.
С момента создания «Витязя» — он появился в 2002 году — около 35 человек поступили в военные вузы. С нового сезона патриотический лагерь выходит на новый уровень: к 90 рыбинским воспитанникам присоединятся 30 сверстников из Москвы и Санкт-Петербурга — учащиеся кадетских классов ФСО.
— Это доверие сверху, руководство ведомства возлагает на нас определенные обязательства и доверяет, — рассказывает руководитель «Витязя». — Такое сотрудничество будет впервые. 2019-й станет для нашего лагеря во многом решающим. Если все сложится, «Витязь» получит новый виток развития.
О деле своей жизни Антон Кузьмин может говорить долго, а глаза его в эти моменты горят особенно ярко. На вопрос о том, остается ли свободное время на что-то, кроме службы и «Витязя», собеседник отвечает утвердительно.
— Активно занимаюсь спортом — плавание, стрельба, лыжи. Плотно взаимодействуем с руководителем спортивной школы «Металлист» Романом Яблочкиным по занятиям самбо и универсальным боем. Семье уделяю время — жене-красавице. Детей пока нет, воспитываю чужих, как своих, — улыбается Антон.
Продолжаем тему о детях. Спрашиваю, придется ли им пойти по стопам отца и выбрать военную карьеру, и что будет, если сын, к примеру, решит стать художником.
— Если конкретных желаний и целей у детей не будет, то настою на военной профессии, — признается собеседник. — А если твердо скажет, что собирается стать художником, значит, придется отпустить. Или выяснить, может быть, есть художественные институты военные. Найдем компромисс.
В завершение беседы возникает тема, а кем бы был Антон, если бы не выбрал жизнь в погонах. Ответ получается неожиданным:
— Педагогом был бы или воспитателем в детском саду. А вообще защитник Отечества — он же не обязательно носит погоны. Он просто любит свою страну, уважает ветеранов, которые защищали нас и подарили нам жизнь.