27 марта — особенный праздник для актеров — День театра, который они отмечают в Год театра. Нечасто такое случается, решили мы и выбрали для нашей рубрики «Лица театра» особенного гостя. Вряд ли он нуждается в представлении, но все же. Знакомьтесь, Александр Кольцов — артист московских театров — Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой и Музыкального «На Басманной», исполнитель ролей в мюзиклах «Норд-Ост», CHICAGO и МАММА МIA!, актер, знакомый нам по фильмам и сериалам. Наш разговор получился долгим и очень душевным. Александр откровенно рассказал о том, как простой рыбинский мальчишка вырос в признанного актера, о театрах, любви и, конечно, родителях, которые занимают большое место в его сердце.
Вспоминая детство
Что такое жизнь в детском саду, Александр не знает. По состоянию здоровья путь в дошкольное учреждение ему был заказан. На тот момент его лучшим другом стал родной брат, который был старше на 14 лет.
— Я рос нормальным социализированным ребенком. Хотя немного все же завидовал своим ровесникам, которых приходилось подолгу ждать из детского сада. Компанию во дворе мне тогда составляла подруга по несчастью из соседнего подъезда Оля Лебедева, — вспоминает Александр Кольцов. — Так сложилось, что основной круг моего общения составляли люди взрослые. С ними мне было интересно. Не скучал я и тогда, когда находился наедине с собой. Я всегда любил читать. Этому меня научила мамина тетя Надежда Николаевна Травкина, заменившая мне ушедшую из жизни бабушку, с ней я проводил много времени. Она тогда жила на Слипе, и я любил бывать у нее в гостях. Это был еще один мой детский друг. Родители много работали. К этому я относился вполне спокойно и понимал, что так надо. И с их стороны ко мне было какое-то совершенно колоссальное доверие.
Родители доверяли выбору Александра всегда, даже в самом юном возрасте. Так, в четыре года он решил, что хочет заниматься в «хоре танцев».
— Сегодня я уже не могу вспомнить, как мне это пришло в голову. В моем детском представлении хор — это место, где было много людей, и все они поют и танцуют. Танцевать мне очень нравилось. Но, несмотря на всю инициативность, я был достаточно стеснительным ребенком, — рассказывает Александр.
Параллельно с занятиями в ансамбле «Радостное детство», Александр учился в музыкальной школе по классу скрипки.
— Ребенком я был самодостаточным, поэтому у меня никогда не возникало желания и необходимости кому-то что-то доказывать и как-то самоутверждаться. Бывало и дразнили, говорили разное. Но я запросто мог за себя постоять. Если нужно было подраться — дрался. Но в основном все детские конфликты решались мирно. Близких друзей у меня было немного, но общий язык я находил и с мальчишками, и с девочками, — говорит актер.
Сегодня Александр Кольцов вспоминает с улыбкой, как его школьная парта в какой-то период времени превратилась в «исправительно-трудовую колонию» — к нему часто подсаживали двоечников и хулиганов. Сам-то он учился хорошо, хотя отличником никогда не был. О своих педагогах из бывшей школы № 2 имени Крупской артист вспоминает с большой теплотой.
— Но особое влияние на меня оказали два человека из, так сказать, внешкольной сферы — это потрясающий педагог из детской музыкальной школы № 7 Наталья Викторовна Голованова, она и сегодня занимает очень важное место в моей жизни. Второй — это Юрий Владимирович Калашников. С ним мы познакомились позже, когда я был старшеклассником. Свою рыбинскую творческую историю я завершал уже в его «Ансамбле хореографических миниатюр». С семьей Калашниковых мы тоже очень близки и дружим на протяжении многих лет.
Педагог и актер
— Интеллектуальная составляющая для актера — очень важный момент. Если ты не умеешь воспринимать информацию, не умеешь восхищаться и удивляться — это большой минус. Очень важно наполнить себя изнутри, чтобы впоследствии этот багаж знаний и впечатлений мог защитить от вредных привычек, депрессии, помочь пережить тяжелый период, — считает Александр.
Первую попытку попасть в театральный мир он предпринял сразу после окончания школы. Цель для себя выбрал амбициозную — столичный ГИТИС. И даже прошел часть вступительных испытаний. Но затем отдал предпочтение более практичному педагогическому институту и уехал в Ярославль.
— Тогда родители посоветовали мне еще раз подумать, проанализировать и сделать правильный выбор. Путь поступления в ГИТИС был пройден лишь наполовину, и гарантии, что я поступлю, никакой не было. Терять несколько лет мне не хотелось, впереди ждала армия, и я без всяких душевных мук согласился с их мнением. А школьные успехи в гуманитарных олимпиадах сделали поступление в пединститут довольно легким, — рассказывает Александр.
Даже учась в педагогическом вузе, он не отказался от мысли о театральной карьере. Через два года молодой человек переводится на заочное отделение и параллельно поступает в Ярославский театральный институт. К слову, диплом педагога он все же получил.
— Я понимал, насколько для родителей был важен мой диплом. Они из поколения, для которого высшее образование служило гарантией удачного старта в самостоятельную жизнь. Да и сам я хорошо понимал, что моя творческая увлеченность могла ни к чему не привести, — рассказывает Александр. — Знания, которые я получил в педагогическом вузе, помогли мне в дальнейшей жизни. Я пришел в театральный вуз уже с колоссальной интеллектуальной базой. Ко мне часто обращались сокурсники-режиссеры, потому что о театре я знал очень много и при этом хорошо писал. А предметы, связанные с литературой, историей, мне шли перезачетом, что позволяло больше времени уделять непосредственно профессиональным дисциплинам.
Еще через два года Александр осуществляет свою давнюю цель и поступает в ГИТИС.
— Если бы я стал студентом ГИТИСа сразу после школы, то, закончив его в 1994 году, даже не знаю, как бы сложилась моя жизнь. Это был безденежный, бесперспективный период. Люди не ходили в театры. Кино, в принципе, не было, так же как и каких-то коммерческих проектов. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что сделал правильный выбор, — делится своими размышлениями Александр Кольцов. — Мы застали плеяду легендарных педагогов в ГИТИСе. Мы там не просто учились, мы жили. Я учился на факультете музыкального театра. Помимо актерского мастерства, мы еще занимались музыкой, вокалом, танцем, сценическим движением, верховой ездой… У нас был потрясающий курс. С большинством мы до сих пор общаемся и пересекаемся по работе.
Большую роль сыграл и тот факт, что родители вновь с пониманием и доверием отнеслись к выбору сына.
— Я никогда их не посвящал в свои планы, я просто звонил и ставил перед фактом. И, конечно, сегодня я очень благодарен им за выдержку, терпение и понимание. А ведь это были по-настоящему очень сложные времена. Но в молодости казалось все легко. Не пугало отсутствие денег, а иногда и еды. Москву первой половины 90-х можно сравнить с ярмаркой-помойкой. Я помню свой шок, когда приехал впервые самостоятельно в столицу в 1992 году и увидел, что легендарную Театральную площадь по периметру занимала барахолка, а у постамента с памятником Островскому торговали смоленским трикотажем, — рассказывает Александр.
«Норд-Ост» и CHICAGO
В 2001 году Александр Кольцов проходит кастинг и получает несколько ролей в одном из самых знаменитых мюзиклов «Норд-Ост». Еще через год он участвует в пробах в мюзикл CHICAGO, лицензию на который приобрел Филипп Киркоров. Кастинг был всероссийским. Тысячи претендентов стояли в огромных очередях. На тот момент мюзикл «Норд-Ост» уже прогремел, и нам, актерам, шли навстречу, пропуская вперед. Людей отсеивали, словно через сито, а я почему-то все оставался, — вспоминает актер.
И так сошлись звезды, что именно Александру достается главная роль Билли Флинна — ее же играл Филипп Киркоров. Остро встал вопрос выбора: на руках был контракт с «Норд-Остом», но и от CHICAGO отказаться было бы ошибкой.
— Мюзикл «Норд-Ост» был большой школой для артистов. Для многих он стал стартом в успешной карьере. Чтобы работать в «Норд-Осте», мы были вынуждены уйти из государственных театров. От нас требовались полная отдача и переход под юрисдикцию компании, которая занималась постановкой и прокатом этого мюзикла, — рассказывает Александр. — Когда я пришел и сказал, что принят в мюзикл CHICAGO, мне сразу напомнили о контракте. Я мог его расторгнуть, но при условии, что заплачу неустойку. Нужной суммы у меня, естественно, не было. Какое-то время я, что называется, сидел на двух стульях: утром репетировал CHICAGO, вечером выступал в «Норд-Осте». Два месяца я существовал в круглосуточном режиме, а потом поделился этой проблемой с Филиппом Киркоровым. Он пообещал решить вопрос.
Свое обещание известный артист выполнил, заплатив необходимую сумму и тем самым дав возможность Александру на законных основаниях покинуть «Норд-Ост». Это произошло буквально за несколько недель до теракта на Дубровке.
— Те события до сих пор тяжело вспоминать. Надо сказать, что труппа этого мюзикла была собрана так профессионально, что сразу стала одной семьей. В моей жизни было всего две такие команды — это мой курс в ГИТИСе и «Норд-Ост», — говорит Александр. — Почему меня не оказалось там? К этому можно относиться по-разному — провидение, судьба или еще что-то. Если бы вопрос с контрактом был тогда не решен, я бы с вероятностью в 99% там оказался. И как бы развивались события, никто не знает. Можно сказать, что рукой Филиппа Киркорова меня убрали из эпицентра трагедии. Я не люблю на эту тему ни фантазировать, ни реконструировать ее. Я никогда не забуду пережитого и могу лишь представить то, что выпало на долю заложников, если в моей душе остался такой след.
Киношная жизнь
Сегодня за плечами Александра Кольцова более полусотни работ в кино и на ТВ. Это и небольшие, и главные роли.
— В кино, в отличие от театра, от актера зависит немного. Важнее, как тебя увидит режиссер и оператор. Поэтому к сериалам и кино у меня отношение, скажем так, производственное. Для меня это одна из граней профессии, в которой надо тоже уметь существовать и которая дает свои пиаровские и финансовые дивиденды. Но пока какого-то серьезного поворота благодаря кино в моей творческой судьбе не произошло. За исключением того, что несколько проектов сделали меня узнаваемым для широкой публики, — рассказывает Александр.
Среди таких проектов можно выделить теленовеллу «Кармелита», ситком «Моя прекрасная няня», художественный фильм «Граф Монтенегро», сериалы «Если у вас нету тети», «Ищейка-2», «Последний из Магикян», «Воронины» и многие другие.
— Люди, которые смотрят «мыльные оперы», хотят увидеть сказку, красивых героев, романтичную любовь, вполне возможно то, что им не хватает этого в нашей тяжелой заурядной жизни. И, безусловно, очень приятно, когда меня узнают. Я отношусь к этому с большой благодарностью и ответственностью. Бывают и курьезные ситуации. Я помню, когда приехал на съемки в Киев и попал на местный рынок, то меня все пытались накормить. И будь я понаглее, мог бы каждое утро питаться бесплатно, — смеется Александр Кольцов.
Относиться с благодарностью ко всему, что происходит в жизни, Александра учили его родители и педагоги.
— Природа нашей профессии такова, что очень легко оказаться за ее пределами. Условия существования в ней очень жесткие — нельзя расслабляться, всегда нужно быть в тонусе, форме. Наша профессия иногда ломает судьбы людей, разбивает сердце, а иногда и отнимает жизнь. Нужно ценить то, что есть, и понимать, что в любой момент может появиться роль или проект, который круто изменит твою жизнь. И ты должен быть к этому готов, — говорит актер. — Когда ты получаешь признание от своего профессионального сообщества в виде той или иной театральной или кинематографичекой премии — это вдохновляет и придает уверенности. Но каких-то особо престижных наград у меня пока нет. Хотя три года назад мне присвоили звание «Почетный деятель искусства города Москвы», несмотря на то, что, живя уже четверть века в Москве, по факту столичным жителем я так и не стал, прописка у меня до сих пор рыбинская, — рассказывает актер. — Официальное признание вещь субъективная, важнее для меня оценка моих педагогов и людей, вне зависимости от их профессиональной принадлежности, чьему вкусу и опыту я доверяю.
О мечтах и планах
— На сегодняшний день самое главное для меня то, как себя чувствуют и живут мои родители. Когда у них все хорошо — это основная моя эмоциональная подпитка. Мама и папа — главные люди в моей жизни, и мне необходимо сделать так, чтобы их жизнь была комфортной и благополучной, — делится своей личной жизнью актер.
Сегодня Александр работает в двух театрах, но, несмотря на загруженный график, в родительский дом старается приезжать несколько раз в месяц.
— Несмотря на то, что мне всегда нравилось работать в команде, сейчас все больше и больше хочется что-то делать самому. Два года назад я сделал свою большую сольную программу «Мелодии великой иллюзии» — это история об отечественной киномузыке 30-90 годов ХX века. Я выступаю в качестве рассказчика и исполнителя. Это мой первый опыт, когда я один на один со зрителем. Очень бы хотелось выступить с этой программой перед рыбинской публикой. Надеюсь, что когда-нибудь получится, — рассказывает о планах Александр Кольцов.
Разговаривая с таким интересным и, чего уж скрывать, привлекательным мужчиной, обойти стороной его личную жизнь не получилось. И здесь Александр был откровенным. Рассказал, что не женат. И в числе приоритетных этот вопрос не стоит, напротив, актер считает, что эту часть жизни стоит доверить судьбе.
— Ты можешь кого-то искать, что-то прогнозировать, как-то моделировать, пытаться это осуществлять, но из собственного опыта могу сказать, что к положительному результату это не приведет. Работать над личной жизнью надо тогда, когда ты уже в отношениях, — считает Александр Кольцов. — Мои родители — это лучший пример того, как должна выглядеть семья. Их долгая совместная жизнь была очень непростой, она испытывала не раз их отношения на прочность, но в результате они пришли к очень светлому финалу. Как они любят и дорожат сегодня друг другом — такого я не помню за все годы своей сознательной жизни. И это не может не вызывать восхищения. Хотя даже положительные примеры не всегда могут быть единственно правильными для того, чтобы сделать счастливым кого-то другого. Нужно прожить свою жизнь не менее достойно и просто верить, что твоя любовь тебя обязательно найдет.
Видео: videomsei, Basil Pro
Алена Языкова