Домой Культура Автомобильный коллекционер

Автомобильный коллекционер

0

Каждый из нас что-то коллекционировал в своей жизни. Правда, для большинства это было явление временное, и лишь для немногих осталось увлечением всей жизни. Рыбинский коллекционер Леонид Продан собирает то, что все мы привыкли называть машинками — говоря же языком коллекционеров, модели автомобилей. Первая из них появилась в 1985 году. Сегодня их более шестисот. И останавливаться на этом он не намерен.

Прежде чем начать говорить о себе и своем увлечении, Леонид рассказывает о своем дяде Михаиле. Ведь именно с него началась его история коллекционирования.

— В советские времена было сложно достать даже отечественные модели, не говоря уже про иностранные. Люди ездили в Москву, в Саратов, где их производили. Некоторые ехали за колбасой и другими продуктами, а увлеченные коллекционированием — за моделями машин. В нашем городе было практически их не купить, изредка попадали на полки каких-то галантерей одна-две модели, которые тут же сметались. Срабатывало сарафанное радио. Продавали модели и с рук по принципу «фарцы», но это были редкие модели, которые стоили огромных денег. Но и их люди брали, — рассказывает Леонид Продан. — А вообще это было очень дорогое увлечение. «Москвич» в советское время стоил — 3, 50, «Чайка» — 10 рублей, правительственный «ЗИЛ» — 11 рублей. В то время это были очень большие деньги. Человек, имея зарплату 90 рублей в месяц, 10 должен был отложить на одну машинку.

В доме дяди четырехлетний Леонид был частым гостем и любил разглядывать полки с расположившимися там «Москвичами», «Волгами», «Камазами».

— Когда мы к ним приходили, для меня это все снималось, ставилось на нижнюю полочку, и я играл. Причем очень аккуратно, что даже удивлялись родители. Несмотря на свой юный возраст, я понимал ценность этих моделей, — рассказывает Леонид.
Дядя Миша, разглядев в своем племяннике будущего коллекционера, сделал ему подарок — модель советского микроавтобуса «РАФ». Такое сокровище покорило маленького Леню.

— Я помню, как дрожащими руками его взял. Был дикий восторг. За ним последовали другие подарки от моих родственников. Когда я пошел в первый класс, мне подарили КАМАЗ. Так постепенно коллекция росла, — вспоминает Леонид.

В конце 80-х в коллекции появились редкие модели. В этом была заслуга папы Леонида — Олег Продан возглавлял тогда Бюро молодежного международного туризма и нередко бывал в других странах. Что оттуда привезти сыну, он знал точно.

— В классе я был, как говорится, первый парень на деревне. Мальчишки ходили за мной по пятам, чтобы хотя бы посмотреть мои машинки из моих рук, — рассказывает Леонид. — А в старших классах бежали в универмаг «Юбилейный» в отдел игрушек и выглядывали, что туда привезли нового. Копили деньги, экономя на завтраках, и покупали новые модели. Наверное, это болезнь на всю жизнь.

В студенческие «голодные годы», когда денег едва хватало на то, чтобы прокормить себя и кота, наш герой свое увлечение не бросал. Коллекция продолжала расти, хоть и не так стремительно.

— Были в моей жизни очень сложные материальные периоды, когда вставал вопрос о продаже коллекции. Но когда мысленно у меня уже поднималась рука это сделать и проблема разрешалась сама собой, — рассказывает Леонид.

Новый всплеск интереса среди коллекционеров произошел, когда на прилавках появляется журнальная серия от DeAgostini «Aвтолегенды СССР».

— Я помню, тогда вышел «Москвич — 407», о котором грезили в советские времена. Это стало для всех открытием, потому что каталог советских моделей был достаточно ограничен. И благодаря этому произошел всплеск, огромное количество людей начали вновь заниматься коллекционированием, потому что вышли модели тех машин, которые в советское время не производилось. А дальше пошли «Волги», «Победы», экспериментальные машины, которые не были выпущены нашим автопромом. Появилась возможность раз в две недели пойти в киоск и купить этот журнал. По истечении десяти лет серия себя изжила, упало качество, и интерес вновь угас. Но появились другие — «Полицейские машины мира», «Автомобиль на службе», серия «Феррари» разных лет, «Формула-1». Цена таких журнальных моделей от 600 до 800 рублей за штуку, — рассказывает коллекционер.

Сейчас в коллекции Леонида Продана более шестисот различных моделей. Со временем он научился не брать, что попадается под руку, а тщательно выбирать из того, что предлагает ему рынок.

— Сейчас стараюсь покупать выборочно. Смотрю, цепляет меня данная модель или нет. Честно, не знаю, чем объяснить покупку той или иной машины. Я сижу на форумах, отслеживаю, что выйдет. На сегодняшний день мне интересен отечественный автопром 50-70 годов, машины военной эпохи, — рассказывает Леонид. — В советское время модели были прочнее, в них было больше железа, они были более брутальные, но не настолько детализированные. В них было особенное. И когда ты сейчас достаешь машину тридцатилетней давности, то появляются ностальгические чувства. Они создавались в эпоху, когда не было компьютерного моделирования. Люди сами замеряли, делали чертежи и потом по ним изготавливали машины. Сейчас мы живем во время 3D-технологий, когда ты задаешь программу, а компьютер считывает чертежи и выдает тебе готовый продукт.

Вся коллекция Леонида хранится в двухкомнатной квартире, однако для самых дорогих сердцу машин отведено специальное место в его доме.

— Старые советские модели подвержены заболеванию — цинковой чуме — это внутреннее разрушение металла. Машина рассыпается и уже собрать ее нет возможности. Это было связано с нарушением технологии в то время. Бывает подчас обидно, когда это твоя любимая машина. Таким образом я уже потерял несколько машин из своей коллекции. Поэтому старые машины я храню бережно в шкафу, чтобы на них не попадал свет, — рассказывает Леонид Продан.

Масштабами автомобильной коллекции он покорил и свою будущую супругу, когда она впервые пришла к нему в гости.

— Я как-то решил посчитать, во сколько мне обошлась коллекция. И понял, что это невозможно. Для меня ее ценность не в деньгах, она в эмоциях, которые я испытывал и продолжаю испытывать. Последний подарок, который мне презентовали мои родные на день рождения, был автобус «Икарус-180» от производителя «Советский автобус». Такие машины работали в Рыбинске в 70-е годы. Меня захлестнули эмоции, — рассказывает коллекционер.

На сегодняшний день у Леонида есть мечта: создать в городе сообщество автолюбителей и магазин, где бы увлеченные люди, смогли не только купить, но и просто подержать в руках модели. Ведь кто как не Леонид знает, что при этом чувствуют настоящие коллекционеры.

Алена Языкова

Предыдущая статья12 жителей Рыбинска наградили почетным знаком «Лауреат спорта»
Следующая статьяВ Ярославской области утонул подросток

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.