Каждый из нас что-то коллекционировал в своей жизни. Правда, для большинства это было явление временное, и лишь для немногих осталось увлечением всей жизни. Рыбинский коллекционер Леонид Продан собирает то, что все мы привыкли называть машинками — говоря же языком коллекционеров, модели автомобилей. Первая из них появилась в 1985 году. Сегодня их более шестисот. И останавливаться на этом он не намерен.
Прежде чем начать говорить о себе и своем увлечении, Леонид рассказывает о своем дяде Михаиле. Ведь именно с него началась его история коллекционирования.
— В советские времена было сложно достать даже отечественные модели, не говоря уже про иностранные. Люди ездили в Москву, в Саратов, где их производили. Некоторые ехали за колбасой и другими продуктами, а увлеченные коллекционированием — за моделями машин. В нашем городе было практически их не купить, изредка попадали на полки каких-то галантерей одна-две модели, которые тут же сметались. Срабатывало сарафанное радио. Продавали модели и с рук по принципу «фарцы», но это были редкие модели, которые стоили огромных денег. Но и их люди брали, — рассказывает Леонид Продан. — А вообще это было очень дорогое увлечение. «Москвич» в советское время стоил — 3, 50, «Чайка» — 10 рублей, правительственный «ЗИЛ» — 11 рублей. В то время это были очень большие деньги. Человек, имея зарплату 90 рублей в месяц, 10 должен был отложить на одну машинку.
В доме дяди четырехлетний Леонид был частым гостем и любил разглядывать полки с расположившимися там «Москвичами», «Волгами», «Камазами».
— Когда мы к ним приходили, для меня это все снималось, ставилось на нижнюю полочку, и я играл. Причем очень аккуратно, что даже удивлялись родители. Несмотря на свой юный возраст, я понимал ценность этих моделей, — рассказывает Леонид.
Дядя Миша, разглядев в своем племяннике будущего коллекционера, сделал ему подарок — модель советского микроавтобуса «РАФ». Такое сокровище покорило маленького Леню.
— Я помню, как дрожащими руками его взял. Был дикий восторг. За ним последовали другие подарки от моих родственников. Когда я пошел в первый класс, мне подарили КАМАЗ. Так постепенно коллекция росла, — вспоминает Леонид.
В конце 80-х в коллекции появились редкие модели. В этом была заслуга папы Леонида — Олег Продан возглавлял тогда Бюро молодежного международного туризма и нередко бывал в других странах. Что оттуда привезти сыну, он знал точно.
— В классе я был, как говорится, первый парень на деревне. Мальчишки ходили за мной по пятам, чтобы хотя бы посмотреть мои машинки из моих рук, — рассказывает Леонид. — А в старших классах бежали в универмаг «Юбилейный» в отдел игрушек и выглядывали, что туда привезли нового. Копили деньги, экономя на завтраках, и покупали новые модели. Наверное, это болезнь на всю жизнь.
В студенческие «голодные годы», когда денег едва хватало на то, чтобы прокормить себя и кота, наш герой свое увлечение не бросал. Коллекция продолжала расти, хоть и не так стремительно.
— Были в моей жизни очень сложные материальные периоды, когда вставал вопрос о продаже коллекции. Но когда мысленно у меня уже поднималась рука это сделать и проблема разрешалась сама собой, — рассказывает Леонид.
Новый всплеск интереса среди коллекционеров произошел, когда на прилавках появляется журнальная серия от DeAgostini «Aвтолегенды СССР».
— Я помню, тогда вышел «Москвич — 407», о котором грезили в советские времена. Это стало для всех открытием, потому что каталог советских моделей был достаточно ограничен. И благодаря этому произошел всплеск, огромное количество людей начали вновь заниматься коллекционированием, потому что вышли модели тех машин, которые в советское время не производилось. А дальше пошли «Волги», «Победы», экспериментальные машины, которые не были выпущены нашим автопромом. Появилась возможность раз в две недели пойти в киоск и купить этот журнал. По истечении десяти лет серия себя изжила, упало качество, и интерес вновь угас. Но появились другие — «Полицейские машины мира», «Автомобиль на службе», серия «Феррари» разных лет, «Формула-1». Цена таких журнальных моделей от 600 до 800 рублей за штуку, — рассказывает коллекционер.
Сейчас в коллекции Леонида Продана более шестисот различных моделей. Со временем он научился не брать, что попадается под руку, а тщательно выбирать из того, что предлагает ему рынок.
— Сейчас стараюсь покупать выборочно. Смотрю, цепляет меня данная модель или нет. Честно, не знаю, чем объяснить покупку той или иной машины. Я сижу на форумах, отслеживаю, что выйдет. На сегодняшний день мне интересен отечественный автопром 50-70 годов, машины военной эпохи, — рассказывает Леонид. — В советское время модели были прочнее, в них было больше железа, они были более брутальные, но не настолько детализированные. В них было особенное. И когда ты сейчас достаешь машину тридцатилетней давности, то появляются ностальгические чувства. Они создавались в эпоху, когда не было компьютерного моделирования. Люди сами замеряли, делали чертежи и потом по ним изготавливали машины. Сейчас мы живем во время 3D-технологий, когда ты задаешь программу, а компьютер считывает чертежи и выдает тебе готовый продукт.
Вся коллекция Леонида хранится в двухкомнатной квартире, однако для самых дорогих сердцу машин отведено специальное место в его доме.
— Старые советские модели подвержены заболеванию — цинковой чуме — это внутреннее разрушение металла. Машина рассыпается и уже собрать ее нет возможности. Это было связано с нарушением технологии в то время. Бывает подчас обидно, когда это твоя любимая машина. Таким образом я уже потерял несколько машин из своей коллекции. Поэтому старые машины я храню бережно в шкафу, чтобы на них не попадал свет, — рассказывает Леонид Продан.
Масштабами автомобильной коллекции он покорил и свою будущую супругу, когда она впервые пришла к нему в гости.
— Я как-то решил посчитать, во сколько мне обошлась коллекция. И понял, что это невозможно. Для меня ее ценность не в деньгах, она в эмоциях, которые я испытывал и продолжаю испытывать. Последний подарок, который мне презентовали мои родные на день рождения, был автобус «Икарус-180» от производителя «Советский автобус». Такие машины работали в Рыбинске в 70-е годы. Меня захлестнули эмоции, — рассказывает коллекционер.
На сегодняшний день у Леонида есть мечта: создать в городе сообщество автолюбителей и магазин, где бы увлеченные люди, смогли не только купить, но и просто подержать в руках модели. Ведь кто как не Леонид знает, что при этом чувствуют настоящие коллекционеры.
Алена Языкова