Они не собирают целые залы, не гастролируют по миру и не продают билеты в кассах на свои премьеры. Но закулисная жизнь им знакома, так же как и страх перед выходом на сцену, и заученные до дыр страницы с ролями. Их по праву можно называть актерами, которые на сто процентов выкладываются на сцене, перевоплощаясь в самые разные образы. Они играют по-своему, по-особенному, как это и положено «особенным» актерам. Сегодня в рубрике «Лица театра» руководитель театральной студии «Ступени» Рыбинского дома — интерната Ирина Израилева. Она рассказывает о том, как люди с ограниченными физическими возможностями могут иметь безграничные театральные способности.
Когда мечты исполняются
Сегодня театральной студии «Ступени» шесть лет. По сравнению с первыми днями ее существования количество играющих в ней актеров возросло в разы, а репертуар пополняется ежегодно различными комедийными сценками и серьезными постановками. Ирина Израилева — руководитель театральной студии — может бесконечно рассказывать о своих подопечных и театре, который появился на базе интерната. А когда-то ей самой это казалось невозможным.
Окончив Ярославский колледж культуры по специальности «режиссер культурно-массовых мероприятий», девятнадцатилетняя Ирина попала по распределению в клуб села Воскресенское в Некоузском районе.
— Это был новый, только что отстроенный клуб. Мы приехали с однокурсницей — молодые, задорные, полные оптимистичных планов. Меня сразу назначили директором. На мои плечи легла вся работа, начиная от мытья окон и полов и заканчивая организационными и административными моментами. Молодежь нас любила, приезжали к нам на мероприятия из соседних деревень. Со временем все стало сходить на нет. Первоначальный азарт поутих, а отдачи не было, — рассказывает Ирина.
Так, она принимает решение вернуться в родной Рыбинск и устраивается работать в КДК «Переборы». Однако и здесь работает недолго. А во времена перестройки и вовсе решает «завязать» с культурой и заняться абсолютно другим видом деятельности. На протяжении десяти лет пробует себя в роли секретаря, администратора. Окунуться вновь в творческую стихию помогают друзья, которые приглашают ее поработать в детском лагере. Долго раздумывать времени не было, и Ирина соглашается, правда, сначала на должность работника кухни.
— Я так хотела туда попасть, что была готова даже мыть полы. За неделю до открытия лагеря выясняется, что человек, который отвечает за культурную программу, не может поехать. И друзья вспоминают про мое образование и настаивают на том, чтобы это место заняла я. Под их натиском я согласилась, — рассказывает Ирина.
Началась по-настоящему активная и насыщенная жизнь. Та, о которой где-то в глубине души все эти годы мечтала Ирина. Здесь она впервые начинает проводить занятия в театральном кружке для ребят разных возрастов.
— Я поняла, что окунулась в свою стихию. Стала ездить в лагерь каждый год на протяжении десяти лет. Я учила ребят актерскому мастерству и училась вместе с ними. На каком-то этапе я поняла, что мне не хватает знаний. И как-то раз нас, волонтеров, направили на курсы. Я попала к одной замечательной женщине-режиссеру. Она работала с трудными подростками. Ее опыт меня настолько впечатлил и зацепил, что мне захотелось попробовать поучаствовать в каком-то социальном проекте, — вспоминает собеседница.
Собравшись с единомышленниками, Ирина организуют небольшой театр, шьют кукол, костюмы, декорации и ездят выступать в детские дома и коррекционные школы. В 2013 году ей поступает предложение поработать в доме-интернате.
Все начинается с дружбы
— Боялась, что не справлюсь. Я понимала, что для меня это серьезный шаг. Да и опыта работы с бабушками у меня не было. Но директор интерната, которая рассказала о том, что хочет здесь видеть, меня увлекла. Я не знала, получится у меня или нет, но захотелось попробовать, — рассказывает Ирина.
Постепенно она стала включаться в рабочий процесс и знакомиться с жителями интерната. Так она узнала, что в доме-интернате живут не только пожилые люди, но и молодые ребята. Как еще их здесь называют — молодежь до 45 лет. Ей сразу захотелось вовлечь их в творческий процесс. Однако нового человека поначалу они восприняли настороженно.
— Когда мы впервые собрались в актовом зале, то между нами была невидимая стена. И самый главный барьер, который мне предстояло преодолеть, это их недоверие ко мне как новому человеку. Мне нужно было с ними подружиться и доказать, что я их друг. И у меня получилось, — рассказывает руководитель студии.
Так появилась первая сценка в их репертуаре — «Колобок на новый лад» — сказка о социальных проблемах в обществе. Сценарий будущие актеры оценили, роли разобрали. Но воплотить задуманное получилось не сразу. Для ребят учить роли и проявлять свои эмоции на сцене было в новинку. Боялись, что не справятся.
— На тот момент мне важнее было, чтобы они просто были задействованы и вовлечены в творческий процесс. Я понимала, что для многих это сложная задача, и не ждала высоких результатов. Но в какой-то момент они все собрались, и у нас получилось, — рассказывает руководитель.
Всегда вверх
Сегодня Ирина показывает фотографии и видео с выступлений своих подопечных и, кажется, может про каждого из них рассказывать часами.
— Коле подходят разные роли — в одном спектакле он волка играл, в другом шута. Хорошо справляется и с женскими ролями, он играл у нас Бабу-Ягу. А Лена приехала к нам абсолютно зажатая, стеснительная, боялась громко говорить. Хотя я видела, что она хотела играть в спектаклях. И уже в следующем спектакле она орала со сцены. В ней был потенциал, но он был скрыт. Сережа тоже хорошо перевоплощается. В одной постановке он играл доброго короля, в другой — злодея. В 2017 году в конкурсе «Преодоление» он стал дипломантом в номинации «выразительное чтение». Андрей Жуков — единственный в нашей труппе инвалид-колясочник. Но, несмотря на инвалидность, играет наравне со всеми, в том числе и главные роли. Они все талантливые, каждый по-своему. А я стараюсь каждый раз им менять амплуа, — рассказывает Ирина.
В студии занимаются не только люди по интересам, но и семейные пары. На сегодняшний день их три. А в небольшой по составу труппе каждому находится своя роль.
— Для нас каждый человек важен, пусть у него не получается, но он задействован и это главное. Я им стараюсь объяснить, что мы одно целое, мы команда. Часто на эмоциях во время репетиции наши актеры могут вспылить, бросить листок со своей ролью и просто уйти. Приходится все заново перестраивать. К примеру, в «Алых парусах» мы пять раз меняли роли. Но как потом показал результат, это того стоило, — рассказывает Ирина. — Бывает, что актеры играют в одном спектакле сразу несколько ролей. Я стараюсь подобрать для каждого подходящую ему роль, но не всегда это получается. Иногда приходится убеждать, что это хорошая и интересная роль. Да и конкуренцию никто не отменял. На распределение ролей уходит иногда месяц. Только потом мы начинаем репетировать. Я стараюсь сразу подобрать музыку, она помогает им сориентироваться во времени и настроиться.
Спектакли Ирина для «особенных актеров» ставит тоже особенные, со смыслом. В каждом она либо хочет раскрыть потенциал человека, либо дать возможность взглянуть на себя со стороны.
Надо сказать, что создание спектакля — это не только работа актеров и его руководителя, но и всего интерната в целом. Сотрудники шьют костюмы, делают декорации, макияж и прически актерам. По первому зову приносят из дома разные вещи для реквизита.
Символичное название для своей студии — «Ступени» — участники придумывали сами. Оно является для них неким девизом — всегда стремиться подниматься вверх. Вместе с ними поднимается вверх и их руководитель.
— Они научили меня милосердию, пониманию и терпению. Я по своей натуре человек взрывной, в какой-то мере эмоциональный. А здесь я, понимая, что это люди с ограниченными физическими возможностями, учусь себя сдерживать. Я не ограничиваю наше общение только в рамках дома-интерната. Мы ходим в лес, в кафе, на прогулку по городу. Они очень любят фотографироваться. А мне, в свою очередь, приятно делать им что-то хорошее, быть ближе к ним. И, конечно, для меня они — это пример колоссальной силы воли.
Алена Языкова