Домой Культура Деревенская простота Русского Севера

Деревенская простота Русского Севера

0

16 мая в фотогалерее «Криста» встречали гостя из столицы. Им стал московский фотограф, член фотоклуба «Новатор», участник и призер различных выставок и конкурсов художественной фотографии в России и за рубежом Александр Фурсов. В Рыбинске он показал уникальные снимки, сделанные в отдаленных уголках Русского Севера. На это стоит посмотреть.

На выставке, которую организовал в Рыбинске московский фотограф Александр Фурсов, — пейзажи, архитектура, нестандартные натюрморты и портреты пожилых сельчан. Рассматривая работы мастера, взгляд остановился на одной из них. Веселая бабушка, которая сидит на лавочке и вяжет веники, сразу чем-то меня зацепила. То ли мастерством фотографа, которому удалось поймать отличный кадр, то ли душевностью самой героини. В веселом пожилом лице захотелось разглядеть каждую морщинку.

— Александр, у любой ведь фотографии есть своя история? — спрашиваю фотографа.

— У каждой! — твердо соглашается Александр Фурсов.

— А у этой? — подвожу фотографа к понравившейся мне фотографии под названием «Фирменный веник бабки Ульяны» и понимаю, что он доволен моим выбором.

— Да, это замечательная бабушка. Я просто шел мимо, снимать не собирался. Смотрю, сидит на лавочке такая бабулька, вяжет веники. А по улице катается внук на трехколесном велосипеде. Я остановился, наблюдаю. Она постоянно отвлекается от дела и кричит ему: «Куда поехал, вернись быстро…»  Так эмоционально она это делала. Я постоял, постоял и спросил, можно ли ее пофотографировать. Она дала добро, — улыбается Александр Фурсов. — Вот есть просто гримасы, а есть вот такие непроизвольные выражения лица. Она не позировала, а просто занималась своим делом и приглядывала за внуком. И когда она обращалась к нему, я ловил эти моменты. Потом вышла соседка, обеспокоенная тем, что чужой человек пристал к бабушке. Но она познакомилась со мной, и опасения исчезли.

Так  бабка Ульяна, именно так зовут героиню снимка, покорила сначала фотографа, а теперь и меня. Жаль, что на этой выставке был представлен лишь один снимок из той фотосессии.

— Мои самые любимые модели — смешливые бабульки. Эта как раз такая, — говорит Александр Фурсов. — Я стараюсь, чтобы на фото было все и никаких дополнительных слов не требовалось. Пишу лишь про то, что в рамки портрета не входит.

Несмотря на то, что автор сам себя портретистом не считает, большая часть привезенной в Рыбинск выставки — изображения людей.

В Рыбинск Александр Фурсов привез лишь малую часть фотографий — 61 снимок из альбома «Северная сторона». Выбрать работы для выставки для мастера фотографии было непросто. По словам Александра, в этом деле важна каждая мелочь, поэтому и размещением фотографий в рыбинском зале он занимался лично.

— Выставку каждый раз подбираешь по залу. Смотришь, выстраиваешь логические блоки. Это должна быть какая-то история, со знаковыми вещами, а не просто повешенные на стену фотографии, — считает Александр Фурсов.

Альбом «Северная сторона» хранит в себе более 150 фотографий. Его созданию фотограф посвятил четверть века, проехав Карелию, Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую области. Одна из первых работ сделана в 1984 году, последняя — в 2013-м.

— Это не полярный Север, где другая культура, это наш русский человек, который осваивал эти территории. Чтобы понять, что такое Русский Север, в него надо вжиться. С налету ничего не получится. Во-первых, если выскакиваешь с огромным объективом из кустов, народ бросается врассыпную. Не надо людей пугать, их надо приучить к себе. Надо с ними пожить, пообщаться, спросить, какой урожай картошки они собрали. И когда они к тебе привыкают, начинают по-другому относиться, — рассказывает Александр Фурсов. — Северяне — открытый народ. Приезжаешь в какую-нибудь глухую деревню, где всего семь-восемь жилых домов. Там живут старики, как правило, одинокие. Они никогда не отказывают в приюте. Как только заселился, автоматически становишься своим. Подход к людям я находил просто, так же как и моделей. В деревнях место сбора жителей у колодца. Поэтому когда я останавливаюсь у какой-нибудь бабушки, говорю сразу, что за водой хожу я. Сидишь на крылечке, видишь, как какая-нибудь старушка идет с ведром к колодцу, хватаешь свое пустое и за ней. Пока идем, завязывается разговор, который заканчивается фотосъемкой.

Уникальность фотографий Александра Фурсова заключается не только в том, что они сделаны в малоизвестных деревнях и селах, но и в технологии их создания. Все фотографии выполнены в технике серебряной печати.

— Фотографии сняты на черно-белую пленку. И я бы сказал, что это не просто классическая, а скорее академическая фотография. Практически все фотографии сделаны в технике бром-серебряной печати. Ванночки, проявитель, фиксаж, промывки, работа над каждым снимком — это непросто. Напечатать тираж, чтобы он был почти одинаковый, нереально. Здесь каждая фотография индивидуальна. То, что здесь сегодня видят присутствующие, практически музейные вещи, — рассказывает Александр Фурсов.

Этому фотограф научился в фотоклубе «Новатор», в который пришел в восьмидесятые годы. Технарь по специальности и увлеченный геолог тогда решился попробовать себя в новом амплуа.

— Мои родители геологи, и я всю жизнь путешествовал с экспедициями. Брал с собой фотоаппарат и снимал. Сначала просто снимал, что видел, потом понял, что через это можно себя как-то проявлять, и стал фотографировать осмысленно. Был у отца друг-фотолюбитель, и когда он приходил в гости, то они показывали фотографии друг другу. Как-то раз он попросил меня показать свои слайды. Он удивился и сказал, что мне надо заниматься фотографией, — вспоминает фотограф.

Всерьез эти слова 20-летний молодой человек тогда не воспринял. Но спустя какое-то время задумался.

—Когда человек готов подняться на новый уровень, открыть для себя новую дверь, появляется человек, который эту дверь открывает. У меня именно так и получилось. Мы поехали в 1980 году в экспедицию на Камчатку, и оказалось, что к нашей геологической присоединилась группа, которая занимается фотодокументацией геологических выработок. Их было двое, в том числе фотограф, с которым мы сразу сдружились. Он уже являлся членом клуба «Новатор». Когда я туда попал, понял, что это мое, — рассказывает Александр. — В основном там были те, кто называл себя фотолюбителем, но на самом деле это были люди такой квалификации, которые могли дать фору многим профессионалам. В основном это техническая интеллигенция, ученые, немного гуманитариев и совсем мало журналистов.

Несмотря на огромный багаж опыта за плечами, фотография для Александра Фурсова по-прежнему остается загадкой.

— Секретов удачного снимка нет. Ты работаешь, работаешь и наконец получается. Редко бывает так, что едешь со съемки и знаешь, что сегодня везешь домой шедевр. Это случается всего лишь один или два раза в год. Когда человек снимает камерой с пленкой, в  момент съемки он не видит, что попало в объектив. Только потом, когда проявляешь, видишь, что вроде бы это не снимал, а оно есть. Это некий момент неожиданности. Фотография — это вообще чудо. Это очень интересно, — говорит фотограф Александр Фурсов.

Алена Языкова

Предыдущая статьяПорядка 20 строительных тендеров проводит «Макси» в Рыбинске
Следующая статьяВ Рыбинск причалил «Змей Горыныч»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.