29 мая в Рыбинске завершится 50-й сезон киноклуба «Современник». В этот особенный вечер в Общественно-культурном центре покажут картину Алексея Федорченко «Война Анны». Начнется заседание в 18 часов. С автором картины свяжутся в Skype. О том, почему выбор остановился на этом фильме и этом режиссере, рассказывает руководитель «Современника» Борис Крейн.
Алексей Федорченко — едва ли не самый парадоксальный из отечественных режиссеров. Начиная с того, что совсем не собирался в режиссуру. Выпускник Уральского политеха, экономист, пришедший на завод в разгар перестройки, он был приглашен на Свердловскую киностудию в критический момент. В качестве замдиректора занимался реорганизацией, налаживал производство фильмов, взял на себя новые для нашего кинематографа функции продюсера. В начале 2000-х стал осваивать кинодраматургию…
Миф 1-й. Казалось бы, сегодня, когда Земля окутана всемирной паутиной и сеть спутников просматривает чуть не каждый метр населенных территорий, все, что и где бы ни случилось, становится очевидным для всех. Две недели назад все видели, как горел Суперджет-100. От молнии или ошибки пилотов? Или Супер… ничуть не супер? В прошлом весь мир видел, как самолет пропорол близнецы-небоскребы. Теракт — факт или миф? А «самострел» — не антимиф? И самый хрестоматийный пример: кадры высадки американцев на Луне. Неужели тоже миф? Споры об этом не утихают до сих пор.
«Первые на Луне» — первый полнометражный фильм Федорченко, снятый в 2004-м — рассказывает о катастрофической экспедиции советских космонавтов 30-х годов. По всем правилам сайенс-поп показаны бытовые эпизоды, хроника тренировок, воспоминания сотрудников проекта. Картина получила кучу наград, включая приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции. Хотя сомневаюсь, чтобы венецианское жюри было столь наивно. Скорее всего это приз за псевдодокумент, за мастерство мистификации.
Миф 2-й. В 2010 году еще больший фурор произвели «Овсянки», поставленные режиссером по повести казанского писателя и фольклориста Дениса Осокина, известного под псевдонимом Аист Сергеев. Их герои едут вдвоем на машине, чтобы совершить погребение жены одного из них по мерянскому ритуалу. При том, что и свод обрядов, и само существование потомков меря в наше время нигде не обнаружено. Но, видимо, спрос на этническую культуру привлек внимание и обеспечил более дюжины фестивальных призов, от Венеции до Владивостока, и две «Ники» — за сценарий и музыку.
Миф 3-й. На гребне «широкого успеха в узких кругах» те же авторы сняли более протяженную картину «Небесные жены луговых мари», составленную из 23 новелл, в сюжетах которых воссозданы обычаи марийцев, частично утраченные, частично мнимые. И собрали ничуть не меньше наград, правда, менее престижных. Видимо, отсутствие сквозного сюжета и дробность эпизодов снизили интерес аудитории.
Миф 4-й. Еще через два года, по-прежнему держа равнение на этнографию, Федорченко сотоварищи — в сценарное трио вошёл Олег Лоевский — создали своего рода лубочную эпопею «Ангелы революции», столкнув энтузиазм советских авангардистов с вековыми традициями коренных северян. Декларируя, что повествование основано на реальных событиях — имея в виду Казымское восстание 1933 года, — фильм сохраняет мифологический посыл. Яркий, зрелищный, масштабный, недаром он отмечен на разных конкурсах и смотрах, включая «Кинотавр», за лучшую режиссуру.
5-й, не миф — не быль. И вот «Война Анны» — самая камерная, «минималистская» и вместе с тем наиболее ценимая ныне работа Алексея Федорченко. Сюжет исчерпывается одной фразой: чудом выжившая после массового расстрела — где-то «в зоне немецкой оккупации» — девочка прячется в камине комендатуры. Несмотря на то, что фильм увенчан тремя главными кинопремиями — «Золотой орел», «Белый слон» и «Ника» — за лучший фильм года, а мировая премьера прошла в Роттердаме ещё в январе 2018-го, он был выпущен в прокат только в этом году, 9 мая, и всего на 3 (!) дня. В настоящее время его нет ни в интернете, ни на дисках и ни в одном из российских кинозалов. Лишь «Современнику» киностудия «САГа» любезно предоставила цифровую копию для предстоящего показа.