Все мы были детьми. У кого-то детство было счастливое, а у кого-то, к сожалению, нет. Многие сталкивались с проблемами, когда взрослые их не слышали или не хотели слышать, не понимали, и дети оставались наедине со своими проблемами. Именно об этом рассказывает новый спектакль, представленный в Рыбинском театре драмы.
Его режиссером стала актриса Мария Сельчихина. Она отмечает, что этот спектакль для нее личное, ее боль, которую она когда-то пережила.
— Это спектакль для детей, которые заперты во взрослых, и для взрослых, которые заперты в детях. Он для каждого, кто находится в эмоциональной клетке страхов, боли, — рассказывает Мария.
Спектакль поставлен по рассказам петербургской писательницы Надежды Тэффи. Со сцены актеры рассказывают нам о детстве шести героев и переломных моментах, которые повлияли на их жизнь в дальнейшем.
Котька — его сыграл Сергей Батов — очень любил свою подругу Танечку, в детском саду они даже сыграли свадьбу. Девочка всегда мечтала о большой семье, а маленький Костя всегда хотел построить большой дом, в котором бы жила вся его семья и, конечно же, Танечка. Но спустя несколько лет Таня выросла, у нее появился кадет, с которым она гуляла и танцевала. А Котька ушел на второй план. Он всячески пытался вернуть свою любовь, но все было тщетно. Это оставило большой след в его жизни. Ему часто снилась Танечка, танцевавшая с кадетом. Однажды, уже будучи военным, Константин проснулся в плохом настроении, потому что он вновь увидел тот страшный сон. И приказал своему войску напасть на врага…
Лелька в исполнении Сергея Молодцова всегда был непоседой. Он очень любил играть со своими друзьями, но порой мать запрещала ему это делать. Внезапно у мальчика развился страх темноты. Он старался перебороть его, но не смог. Однажды Лелька с семьей пошел в зоопарк, где увидел оленя. Зверь стоял неподвижно, смотрел прямо в глаза мальчику, чем очень сильно его напугал. После этого Лелька везде видел этого оленя, он пытался рассказать об этом матери, но она не верила и лишь кричала на мальчишку. Никто ему не верил.
Еще одна история, которая трогает до глубины души, о Кате-сироте. Девочку сыграла Дарья Кошелева. Мать Кати начала изменять своему мужу, отцу девочки. Скандал разыгрался прямо на глазах у ребенка. Мужчина душил свою жену, выкидывал ее вещи. А затем девочка постоянно слышала от окружающих про это. У нее был только один игрушечный баран, которому она доверяла. «Он живой», — кричала девочка. Но чем старше она становилась, тем меньше живого оставалось в этой игрушке. В один момент отец выбросил эту игрушку, и ее разорвали крысы. Так кончилось Катино детство.
В спектакле рассказали еще много историй о детях, получивших психологические травмы в детстве. Если эти истории вас не тронут, спектакль «не зашел» и вы не увидели в постановке себя, то вас можно только поздравить. Значит, ваши самые светлые и беззаботные годы прошли счастливо и не были омрачены непониманием со стороны взрослых. Надеемся, что среди наших читателей такие люди найдутся.
Все роли в постановке — главные и второстепенные — исполняют шесть человек. По ходу спектакля они перевоплощаются, неизменной остается лишь роль воспитателя детей и рассказчицы.
«Взгляд на зеркало без антракта» — так режиссер сформулировала его жанр. За развитием событий зрителям предстоит наблюдать полтора часа. После предпремьерной сдачи спектакля Мария Сельчихина выглядела расстроенной и уставшей.
— Свет не работал. Должны были подсвечиваться глаза актеров, без этого нет полной картины, — объяснила режиссер.
Но те, кто был в этот день в зале театра, даже не заметили технических неполадок. Слишком уж близкой для собравшихся оказалась тема, затронутая в постановке.
Этот спектакль для взрослых и для детей. Быть может, одни после этого будут внимательнее прислушиваться к своим сыновьям и дочкам. А те, в свою очередь, не станут бояться озвучивать свои страхи. Ведь это, как известно, первый шаг к решению проблем.
Не претендую на экспертное мнение, но лично для меня Мария Сельчихина смогла построить тот «мост», который соединяет поколения. И по этому мосту должны пройти все семьи, чтобы дальше жить в гармонии и взаимопонимании.
Валентина Гундерина
Фото: Павел Смирнов